1 сентября — праздник с дистанционкой на устах. Что дальше?


Морган Вестлинг. Сельская школа. 1879

1 сентября во всех общеобразовательных школах Российской Федерации начался новый учебный год. За парты сели около 17 млн учеников, среди них 1,9 млн первоклассников.

«Человеческий» День знаний

Обещанный ещё в июле премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным «человеческий» День знаний состоялся для всех школьников.

Накануне Роспотребнадзор успокоил взволнованных родителей, заверив, что школьникам не нужно носить маски в школах, а расписание занятий будет организовано таким способом, чтобы разные классы приходили в школу и выходили на обед или перемены в разное время. По мнению ведомства, это позволит избежать столпотворений и сократит контакты между учениками из разных классов.

Однако в первый день очной учебы толкотни у входов во многие учебные заведения избежать не удалось. Несмотря на подробные разъяснения на сайтах учебных заведений и родительских чатах, на деле школьники толпились у входов в ожидании своего времени.

Не удалось избежать и забавных ситуаций, когда в сельские школы детей к учебному заведению доставляли на одном автобусе, а затем просили их заходить в здание по параллелям в разное время.

Во многих школах обеззараживание воздуха из-за недостатка средств проводилось только в коридорах и рекреациях, а учебные классы учителя просто проветривали.

Головной болью для первого учебного дня стала рассадка детей по кабинетам. В соответствии с новыми правилами, школьники должны учиться в одном помещении по всем предметам, кроме дисциплин, для которых требуется специальное оборудование. Однако больших кабинетов хватило на все классы далеко не во всех школах.

Подготовился к новому учебному году и Минздрав. Так, в Свердловской области создали специальную форму для учета школьников с симптомами ОРВИ. Предполагается, что такого школьника сразу изолируют в специальном кабинете, а дальше всё зависит от состояния ребенка — либо срочная госпитализация, либо заболевший получит направление на вызов врача.

Согласно соцопроса Федеральным институтом образования РАНХиГС, 84% школьных преподавателей и 68% их учеников с радостью встречают начало нового учебного года. Негативные эмоции испытывают только 16% учителей. Среди учеников пессимистично или панически настроены 32% опрошенных. Больше всего их в седьмом и девятом классах. Наиболее позитивны выпускники и пятиклассники.

Дистанционное образование как новая реальность

1 сентября в ходе всероссийского открытого онлайн-урока, посвященного 75-летию победы в Великой Отечественной войне, перспективы отечественного образования обрисовал президент России Владимир Путин. Он отметил, что дистанционное обучение приобрело широкое распространение и «обрадовал» учащихся и их родителей, что «удаленка» будет развиваться дальше.

Путин сообщил, что переход на дистанционное обучение уже обкатывался до пандемии, а коронавирус позволил испытать эти наработки в действии. Учитывая, что достоинством традиционного обучения президент назвал общение между учащимися и возможность создавать настоящие коллективы, его заявление о том, что «онлайн-обучение приобрело широкое распространение» и «будет развиваться и в будущем», указывает на то, что никакие коллективы в будущем востребованы не будут.

Глава государства заверил, что дистанционное обучение никогда не заменит традиционного, а будет его только дополнять. Ну что же, в 2005 году Путин тоже заверял, что пока он президент решение о повышении пенсионного возраста принято не будет. Что случилось в 2018 — известно.

Не разделяют оптимизма главы государства ни российские школьники, ни их родители. Согласно результатам опроса, проведенного РАНХиГС, учиться только в дистанционном формате готова лишь шестая часть школьников (15%), традиционное обучение желают получать 46% учеников, а 19% принимают смешанный формат обучения, остальным способ обучения безразличен.

По данным образовательного ресурса Maximum Education, 49% школьников считают онлайн-обучение каникулами, а 67% опрошенных детей мечтают поскорее вернуться к привычному режиму, а 62% школьников уверены, что переход на дистанционный формат негативно сказывается на учёбе.

Родители настроены более категорично: негативное отношение к дистанционной форме выразили более 84,6% участников опроса, опубликованного на официальной странице портала «Госуслуги» в социальной сети «ВКонтакте». Совмещать традиционное и онлайн-образование согласились 8,74% родителей. За онлайн-обучение высказались всего 2,18% от общего числа опрошенных.

Учителя оказались более лояльны: Треть опрошенных преподавателей (34%) утверждает, что недостаточно готова к дистанционному формату обучения, еще 45% учителей считают, что одинаково готовы как к «дистанционке», так и очному формату.

А вот министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук уже заявил, что 860 школ Новосибирска будут учить детей в традиционном формате, а остальные — в частично дистанционном.

Еще 31 августа Роспотребнадзор опроверг планы по возобновлению дистанционного обучения в российских школах после 20 сентября.

А вот глава Минобрнауки России Валерий Фальков 31 августа подписал приказ, согласно которому при ухудшении эпидемиологической обстановки, высшие учебные заведения России должны быть готовы ввести необходимые ограничительные меры и перевести образовательный процесс на дистанционные платформы.

Еще один опрос, проведенный на интернет-портале «Mail.ru», показал, что 57% родителей хотели бы сохранить традиционный формат обучения, но при этом 62% опрошенных уверены, что школы будут переведены в новом учебном году в дистанционный формат. Причем 87% родителей считают, что эффективность обучения в очном режиме гораздо выше, чем в онлайн.

Как показывают многочисленные опросы, большинство родителей не готовы и не хотят перевода очного образования в русло дистанционного формата, догадываясь, чем подобные эксперименты закончатся для будущего их детей. А вот почему пагубность удаленного обучения не видит российское руководство — вызывает к нему много вопросов. Если власти и дальше пойдут по пути наименьшего сопротивления, пытаясь минимизировать вызовы за счет снижения социальных гарантий, неизбежно, что общество рано или поздно жестко спросит — зачем ему такая власть?

Р. S. Война с русским языком

День знаний ряд государств постсоветского пространства выбрали для борьбы с русским языком. Так, накануне нового учебного года в столице Туркмении Ашхабаде ученики и их родители устроили стихийный митинг у здания элитной школы № 64. Митингующих возмутило внезапное закрытие русского отделения, о котором они узнали за два дня до начала учебы. Только приехавшие полицейские добились того, чтобы родители прекратили выступать и разошлись.

А с 1 сентября на территории Украины все русскоязычные школы перешли на украинский язык преподавания. При этом школы, где обучаются дети других национальных меньшинств, чьи языки являются официальными в Евросоюзе, еще в течение трех лет будут вести обучение на своих языках.

Источник