Американский патриотизм в русской армии, часть 1

Не так давно закончилась моя поездка по тем русским горкам, что в простонародье называют «армией», - и теперь я переполнен обычными человеческим впечатлениями, коими полонится рассказ всякого уважающего себя «дембеля». Можно было бы помянуть обо всём: о порядках, о людях, - но говорить плохо о ком-то конкретно – не совсем этично, а подчёркивать хорошие, но обыденные их качества – неинтересно.
  Однако есть одна тема, которую я не могу обойти стороной и которая, кажется, выражает нечто существенное во всём происходившем.  Это – так называемая «культурно-воспитательная» работа, то есть то, какие идеи и настроения витают в сегодняшнем армейском воздухе.

  За прошедший год свою «порцию» культуры я успел получить в трёх местах: на распределительном пункте и в двух воинских частях (обе, надо заметить, - довольно «элитные»). «Опотчивание» - чтобы вы понимали – происходило главным образом в форме просмотра кинофильмов: политинформации в армии уже давно не предполагается, а душеспасительные беседы присутствуют лишь в порядке исключительно редкой (и возникающей всегда невпопад) частной инициативы.
  В официальном плане, правда, числится некое «информирование» о текущих новостях, датах и героях – там присутствует даже рассказ о Сталине! – однако оно отдаётся на откуп солдатам, которые с подобными заданиями не церемонятся – и лепят (в лучшем случае) статьи из википедии.

 Первый армейский киносеанс встретил меня на «распределителе». Распределительный пункт – это воинская часть, куда свозят из местных военкоматов только-только забранных призывников. Отсюда их распределяют по тем частям, где они будут нести службу. После ряда нехитрых процедур по учёту, всех призванных рассаживают в помещении, смахивающем на школьный актовый зал, - ждать решения (иногда по нескольку дней) – и смотреть кино.
  В нашем случае выбор фильмов осуществлялся полудемократически: в зале ставили компьютер с подборкой кинолент, а призывники сами решали, что и в каком порядке смотреть. Насколько я могу судить, вкусы «подборщиков» и вкусы ставшей теперь армейской аудитории поразительным образом сходились. Фильмы были в основном американскими, большей частью – последних лет 15. Были там и «тупые молодёжные американские» комедии (типа «американских пирогов»), и американские же боевики (почти все – про войну), и даже какие-то не совсем тривиальные фильмы (в момент моего прибытия как раз крутили фильм Скорсезе).

 Тем не менее, подборка эта не была хаотичной – в ней прослеживался нехитрый критерий, впоследствии подтверждённый. Когда-то, желая мягко отучить родственников от телевизора, и всматриваясь в иностранные «рейтинговые» сериалы, я наткнулся в описании ленты про Спартака на апофеоз данного принципа (цитата не буквальная, но близкая): «В этом фильме вас ожидают моря крови, первобытная жестокость, животный секс…» - для полноты я бы добавил ещё: «…и сортирный юмор». Если фильм Скорсезе – это нечто + наркотики и секс (не будем даже рассуждать, какую роль играет эта последняя компонента), то натренированный взгляд «подборщика» (а также, похоже, и зрителя) улавливает в нём только наркотики и секс.
  Когда, уже в части, по входным нам показывали кино, подбираемое (по всей видимости) кем-то из офицерского состава – и вносимое в официальный распорядок – к моему удивлению обнаружилось, что принцип подборки не отличается ни на йоту. Единственным положительным моментом был «Список Шиндлера» - «прошедший фильтры», видимо, потому, что он про войну и геноцид, да ещё и «топовый» - но который оказался совсем уж не боевиком.

  Но всё это – прелюдия. В принципе, подобное состояние сегодняшней культуры – и умов, этой культурой формируемых – ни для кого не секрет. В то же время, замена патриотического воспитания в войсках на такой «ширпотреб» всё же как-то удивляет. Не то, чтобы современные фильмы про войну – какого-нибудь Михалкова или Бондарчука – предлагают большое поле для манёвра, однако о чём думает власть, спонсируя именно их? Так ли ей маловажно умонастроение её солдат?..
  В общем, вся эта картина предстала мне совсем с иной стороны, когда настало время оценить уже американский армейско-патриотический продукт – фильм «Ярость». Ведь в нём всё те же кроваво-сексуальные темы внезапно оказались перенесены на уровень выше. Но разбор этого блюда я предложу вашему вниманию в следующий раз.

 

Дмитрий Буянов, РВС.