Анализ принятой Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

1 июня 2015 года была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Стратегия прошла общественное обсуждение. РВС также направляло свои предложения по улучшению стратегии.

Некоторые предложения РВС вошли в окончательный вариант документа. Например, отмечена необходимость развития у детей чувства долга, признана роль библиотек как места приобщения детей к культуре, указано на важность в процессе воспитания давать знания по истории родной страны. Убраны такие неопределенные общие формулировки, как «риски современного детства» и «переосмысление ценностей», способные привести к ювенальному перекосу при реализации Стратегии.

Нашло отклик в рабочей группе наше предложение по изучению влияния новых информационных и коммуникационных технологий на психику детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие, а также на формирование личности в целом. Однако мы предлагали такое изучение в контексте защиты детей от опасных нововведений и технологий. В Стратегии этот аспект исследований вообще не рассматривается.

 

Такое качество как воля, которое мы предлагали развивать параллельно с привитием моральных и нравственных норм, в Стратегии упоминается как составляющая системы духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе исторического развития России, однако понятие воли не уточнено.

Важно трактовать волю как способность человека преодолевать именно внутренние препятствия (т.е воля проявляется как действие, осуществляемое вопреки непосредственным желаниям или стремлениям). В противном случае развитие воли может свестись лишь к достижению желаемого, а не к работе над собой. Впрочем, это качество не упоминается в дальнейшем среди качеств, которые необходимо развивать у детей, так что включение его в систему ценностей, видимо, останется голословным.

К сожалению, в Стратегии совершенно не разработаны меры по противодействию формированию эгоистических наклонностей ребенка, которые в нынешнем атомизированном обществе все ярче и ярче проявляются в подрастающем поколении. Отсутствуют меры, гарантирующие недопущение применения индивидуальных траекторий развития личности ребенка в ущерб остальным детям. Даже принцип коллективизма, первоначально упоминавшийся в разделе по духовно-нравственному воспитанию детей, перенесен в раздел по гражданскому воспитанию. Отказ признать коллективизм в качестве российской традиции, способствующей духовно-нравственному развитию, не отвечает истинной задаче воспитания, ведь именно в коллективе формируются такие духовно нравственные качества, как долг, милосердие, стремление к справедливости, дружелюбие. Отношение к коллективизму как к прагматическому средству, объединяющему людей для общих целей, вряд ли будет содействовать эффективному использованию всех возможностей коллектива для воспитания нравственных качеств подрастающего поколения.

В документе сохранены позиции, позволяющие проталкивать ювенальные технологии. Например, остался без изменений пункт о повышении компетентности родителей. Никаких мер, предотвращающих злоупотребление этим положением, способное привести к неоправданному давлению на родителей в выборе методов воспитания, не предусмотрено. Кроме того, нет уточнений о порядке правового просвещения детей. Без такого уточнения возможны ювенальные перекосы в правовом просвещении. Например, в соответствии с планом по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, среди исполнителей пункта об организации правового просвещения детей числится Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В методических рекомендациях этого Фонда мнение о приоритете обязанностей называется мифом, а под степенью личностной зрелости понимается всего лишь «способность ребенка выражать свои взгляды в приемлемой, разумной и независимой манере». Понятно, что при таком подходе в правовом просвещении детей обязанности будут стоять на последнем месте – если они вообще будут упоминаться. Вполне возможно, что рекомендации, подготовленные именно этим фондом, будут использоваться и для реализации пункта Стратегии о расширении  конструктивного участия детей в принятии решений, затрагивающих их права и интересы.

В целом документ не такой ювенальный, как можно было бы ожидать при наличии действующей ювенальной Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, принятой при участии и под давлением международных структур. Ничего нового ювенального, по сравнению с той стратегией, Стратегия воспитания не несет. Скорее наоборот – в Стратегии воспитания закреплен приоритет родителей перед иными лицами в воспитании детей, чего не было в предыдущих документах.

В Стратегии признается определяющая роль семьи и соблюдение прав родителей при развитии системы воспитания. В государственной политике в качестве приоритетов значится: «развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России». При перечислении мер поддержки семейного воспитания отмечены «зашита приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами» и «развитие культуры семейного воспитания на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей». Данные положения позволяют оспаривать любую антисемейную или антитрадиционную трактовку таких неоднозначных положений, как «развитие», «сотрудничество субъектов», «оптимальное сочетание» «обновление содержания воспитания», «защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка» и др.

Большим плюсом Стратегии является закрепление необходимости формирования у детей ответственного отношения к домашним обязанностям – теперь ювеналам будет проблематично относить домашние обязанности к нарушению «прав и законных интересов» ребенка. Кроме того, в развитии системы воспитания предусмотрено также развитие форм включения детей в трудовую и общественно полезную деятельность. Это даёт основания для внесения соответствующих положений в устав школ (раньше было проблематично привлекать детей к общественно-полезному труду в школе), что непременно будет влиять на воспитание у детей ответственного отношения к обязанностям.

В заключение необходимо отметить, что принятый документ, несмотря на определенные положительные моменты, не стал стратегическим поворотом прочь от ювенального курса, как нам хотелось бы, учитывая антиювенальную риторику руководителей государства. На  основе этого документа можно идти и в ювенальную сторону, и в противоположную. Результат реализации Стратегии развития воспитания будет зависеть от конкретных исполнителей. Поэтому за реализацией Стратегии надо будет следить и при необходимости отстаивать, основываясь на ее же положениях, просемейное и антиювенальное направление.

Ольга Горянина, РВС.