В проекте «Стратегии развития образования» указано, что система образования должна развиваться и направление этого развития определяется совокупностью пяти пунктов, названных «ценности». Среди них — традиции, человек и ответственность, к которым нет вопросов по причине того, что они безусловно относятся к категории «за всё хорошее и против всего плохого». Между тем пункты 4 и 5 (инновации и безопасность обучающей среды) вызывают вопросы, так как за последние годы отчетливо стали ассоциироваться с таким негативным явлением как реформирование образования и его «цифровизация».
Кроме того, авторы «Стратегии» констатируют, что в результате развала СССР система образования изменилась, относя при этом к положительным моментам инклюзию и «индивидуализацию обучения». При этом, признавая снижение качества образования, объясняют его с чисто финансовой стороны. Несомненно, это очень важный фактор в современной действительности, учитывая, что для чиновника он подразумевает выделение бюджета, а затем его «освоение». Однако на снижение качества образования в гораздо большей степени повлияли разного рода «инновации», а также «индивидуализация» обучения.
Было бы очень странно, если бы новые, постоянно меняющиеся далеко не в лучшую сторону программы и учебники по школьным предметам не оказывали отрицательного влияния на образование. Кроме того, «индивидуализация обучения» превратила школу в сферу услуг, в которой ученик и его родители выполняют роль «клиента, который всегда прав», тогда как учитель относится к категории обслуживающего персонала. В документе много говорится о воспитании, но в русле какой идеологии оно будет проводиться? Идеологии общества потребления? Тогда школа и дальше будет оставаться сферой услуг.
Самое главное — следствием того, что ряд негативных факторов в «Стратегии» отнесен к позитивным, стало утверждение о развитии системы образования, тогда как она в настоящее время деградирует. Это тот случай, когда неверный диагноз вполне может привести к смерти пациента, а не к его выздоровлению.