Бесчеловечное образование. Что означает новая образовательная стратегия в России?

Проректор Санкт-Петербургского Политехнического университета Виталий Сергеев на форуме «Армия-2021» заявил, что для технологического прорыва необходимо делать ставку на ограниченное число людей, которых надо отбирать и поддерживать.  Это до боли напоминает фашистскую стратегию, реализованную Гитлером, который заявлял, что ему не нужны образованные люди.

В гитлеровской  Германии в массовом образовании оставляли только то, что нужно для практической деятельности, а отобранным одаренным детям давали другое более широкое образование.

Но заявление Виталия Сергеева не ново. В России уже давно полным  ходом идет отбор талантливых детей, которым обеспечивается внимание и предоставляются ресурсы. Именно в этом, например, состоит цель работы образовательного центра «Сириус»: в раннем выявлении, развитии и дальнейшей профессиональной поддержке одаренных детей, проявивших выдающиеся способности. Кроме того, созданы специальные школы, которыми управляет Российская академия наук. 

Беда в том, что параллельно с отбором и поддержкой одаренных детей массовое образование направляет остальных детей, не проявивших способности, по траектории простого отсиживания часов в школе. Существующие образовательные стандарты, которые предусматривают личностное развитие ребенка вместо знаниево-ориентированного подхода, позволяют считать образованными выпускников школ, не владеющих даже азами того, что было необходимо для получения образования еще пару десятилетий назад.

В результате право на бесплатное среднее образование, которое гарантируется российским законодательством именно в соответствии с государственными образовательными стандартами, оборачивается фиговым листком. Этот листок прикрывает красивыми словами массовое воспитание людей, не знающих практически ничего из того, что было наработано человечеством за десятки тысяч лет развития.

Массовая школа сегодня вполне в фашистском духе практически стала местом, где штампуют людей, не способных думать. Потому что для того, чтобы что-то осмысливать, необходимо иметь хотя бы малейшее представление о том, что осмысливается. Чтобы делать какие-то выводы о событиях, предметах, явлениях необходимо не просто иметь о них хотя бы минимальную информацию, но использовать ее, а не просто хранить в смартфонах и на компьютере.

Нам кажется, именно для этого разделения общества на действительно образованных людей и тех, кому только навешивают бирку об образованности, и было совершено разделение нашего бывшего Министерства образования на две структуры – Министерство просвещения и Минобрнауки. Первое должно последовательно готовить тупые «просвещенные» массы, а второе – обеспечивать поставку кадров для научных учреждений.

Кстати, именно в этом русле - в русле снижения планки среднего образования как такового и лежит намерение Минпросвещения сократить сроки обучения в колледжах и техникумах до двух лет.  Ранее программы составлялись на три-четыре года, чтобы и среднее образование дать, и специальность. А сегодня всё ужмут в два года. То есть фиговый листок якобы среднего образования останется, однако на эту видимость будет  тратиться меньше времени и средств.

Вот такой дорогой идет Россия. Куда придет? Очевидно же, что придет она к фашизму, прикрытому красивыми словами о якобы развитии личности и полностью стирающему личность, ибо невозможно стать личностью без способности думать.

Но отдавать детей, которых некие "отборщики талантов" не посчитали достойными (а таких будет абсолютное большинство), в жертву экономической эффективности не только подло и безнравственно.  Эта стратегия просто не сработает. Многие великие ученые в детстве плохо учились и показывали низкие результаты. Энштейн, например. И они в эти школы талантливых не попадут. А вот кто туда точно начнет попадать, так это дети родителей с «талантливыми» кошельками. Как только эти родители поймут, что хорошее образование будет исключительно в таких школах, а остальных детей просто отправят разлагаться на цифровой помойке, так сразу начнут устраивать своих детей туда. 

Школы для одаренных детей наполнятся молодыми барчуками. И  никакого технологического прорыва стране они не обеспечат. 

Ольга Горянина, РВС.