Продолжая серию заметок-наблюдений из жизни, хочется поделиться тем, что привлекло моё внимание в образовательной и воспитательной работе с молодёжью.
Вначале про социальное воспитание на примере клубов и молодёжных центров. Есть что рассказать как о частных, так и о муниципальных организациях. Как это ни странно, но и те и другие клубы объединяет желание работать в некотором либеральном или неолиберальном русле.
Частные сети такой курс выбирают, скорее, согласно своим взглядам. А государственные, видимо, в силу шизофрении власти и всё той же «мечты» элиты о «вхождении России в Запад». Ещё лет 5 назад муниципальные площадки с радостью предоставляли помещения для представителей различных НКО, которые получали, например, норвежские гранты от Баренц-Секретариата. Те, в свою очередь, имея хорошее финансирование, могли более активно продвигать интересы своих западных хозяев и даже получали какие-то призы за работу. Во всяком случае, до тех пор, пока их не стали вносить в реестр НКО-иностранных агентов.
Но, к сожалению, даже убрав прозападные НКО от такого важного для государства направления, как молодёжная политика в организации и воспитании подрастающего поколения, чиновники не могут справиться сами с этой задачей. Всё потому, что они занимаются по большей части исключительно плагиатом западных же технологий. Даже ума не приложу, откуда такой «рефлекс» пошёл…
Увы, что-то «позаимствовать» для них естественная норма поведения. Причём о реализации заимствованной идеи толком не всегда даже идёт речь.
В качестве примера. Есть такое довольно странное мероприятие международного сотрудничества, как «Юкигассен» (попросту — «снежки»). Возможно, у автора идеи был свой положительный взгляд на игру в снежки, но невроз власти на почве «вхождения в великую европейскую цивилизацию» победил всё.
Собственно, приз за участие в таком «празднике» — поездка за границу, то бишь вкушение плодов «благого Западного мира». Соответственно, на это всё подрастающее поколение РФ и мотивируется. И так во всём и везде, к сожалению. Смотри статью «Баренцев Евро-Арктический регион как инструмент «мягкой силы».
Какое уж тут «патриотическое воспитание» и намерение отстаивать собственный суверенитет. Пока наша власть не избавится от собственных неврозов и будет продолжать работать так же, как работала минимум последние 25 лет, ничего хорошего ждать не приходится. Стоит только взглянуть, к чему приводит реформа образования в Финляндии.
То есть всё идёт уже по накатанной, смотри книгу «Классная Америка».
Разумеется, это не касается детей настоящей элиты общества, для них существуют отдельные учебные учреждения, например, Итонский колледж.
Нам же на таком пути вхождения в Западный мир после реформы образования и других подобных останется последнее направление евроинтерграции:
Однако, продолжая разговор о воспитании, нельзя не сказать о школе и в целом о работе системы образования в России. Хотелось бы поделиться некоторыми своими наблюдениями и соображениями и на эту больную для нашего общества тему.
Вообще говоря, сейчас в этой сфере начались некоторые изменения после смены Министра образования и науки РФ. Но, к сожалению, во многом сама система довольно инертна. И если её можно как-то повернуть, то лишь постепенно и регулярно проводя серию последовательных изменений. Можно быстрее, но пересмотрев кадры по всей вертикали. Конечно, это только моё мнение.
Итак, некоторые явления, которые мне показались, мягко говоря, странными в современной обычной школе.
Почти физически ощутимо давление на неё регионального министерства образования и науки совместно с прокуратурой. Складывается впечатление, что они делают всё, чтобы отобрать у учителя любые права и передать их … ребёнку. Буквально — ювенальные технологии в действии. А по сути, презумпция виновности учителя всегда и во всём.
Кроме этого, сейчас введены странные правила, согласно которым нельзя «перегружать» учеников домашними заданиями и контроль за этим входит в обязанности прокуратуры(?!). То есть делается всё, чтобы из детей выросли безвольные оболтусы, не способные на самоорганизацию и вообще на любую самостоятельную работу. В 1 классе совсем нельзя задавать что-то на дом, а в итоге во 2-м классе даже сложно объяснить ребёнку, что надо что-то делать дома. Для меня это сущее безумие: у школьника нет самостоятельной работы с прописями, самостоятельного решения задач по арифметике. Видимо, всё идёт к тому, что и таблицу умножения, и алфавит скоро не будут запоминать.
Следующий момент. Сейчас министр образования Ольга Васильева призвала вернуть уборку классов школьниками. И это, конечно, хоть какой-то позитивный сдвиг, так как воспитание у школьников правильного отношения к соблюдению чистоты в учебном заведении сейчас крайне проблематично.
Это, кстати, ещё из-за одной проблемы школьного образования. А именно, из-за того, что сейчас удивительно низок статус образования и статус педагога в нашем обществе. Низок именно в обычной школе. Разумеется, дело обстоит не совсем так в учреждениях, где можно пригрозить ученику отчислением или переводом в обычную школу. Но с одной стороны, это неправильно, а с другой — как-то уж совсем нехорошо. Когда вроде бы образование бесплатное и доступное для всех, но хоть немного, да отличается отношение к нему в спецшколах, гимназиях и лицеях.
Возможно, приобщение учеников к наведению порядка там, где они учатся, поможет что-то изменить в их головах. Но бывает, что и сами родители выступают против привлечения их ребёнка к уборке в классе или на субботнике. Так что, говорить о об уважении к труду у таких людей, к сожалению, не приходится. (Явное последствие перехода к рыночным отношениям в образовании.)
Надо ещё несколько слов сказать о существующих возможностях администрации школы хоть как-то воздействовать на невоспитанных школьников и их родителей (кстати, чаще всего дети копируют модель поведения своих родителей). Этой возможности практически нет, так как сейчас в учебных заведениях введено «подушевое» финансирование: меньше учеников — меньше денег. А это, сами понимаете, сейчас для администрации крайне важно. Поэтому школа вынуждена возиться с подобными «чемоданами без ручки», лишь бы выдать им хоть какой аттестат или справку. Причём оставлять их на «второй год» крайне нежелательно — отчётность страдает, об этом я напишу ниже.
В конце августа в СМИ прошла информация об увольнении учителя из Петергофа за отказ подделывать оценки школьникам («МК» и «Вести»). И это не единичный случай, а скрытая практика всей системы. Подавать статистику в министерство школам надо так, чтобы оно осталось довольно. Потому что, если оно будет недовольно, то будет наказан директор учебного учреждения, а в итоге — учитель.
Таким образом, понятно, что не у каждого учителя есть наличие инструментов влияния на разболтанных учеников или тех, кто принципиально отказывается учиться и «ждёт» аттестат (и число таких растёт!). А другим результатом этого является превращение всей системы отчётности в показуху. На местах «рисуются» «верные» статистистические данные, которые потом собираются и с пафосом с высоких «трибун» звучат бодрые заявления об «успехах» системы образования. На самом же деле мы имеем глубокий самообман и дурное заблуждение.
Бумажная работа заменяет и симулирует образовательный процесс. Количество бюрократической чуши, взваливаемой на плечи учителя то минобром, то администрацией, не оставляет ему никакого времени для творческой проработки учебного материала. Не говоря уже о воспитании учеников. И в конце концов, на отдых самого учителя, который тоже человек, которому необходимо восстанавливаться.
В принципе, обо всех этих проблемах уже не раз писали, например, в статье «Современная средняя школа. Записки учителя...». Так что мои наблюдения лишь ещё один рассказ о глубоком повреждении системы российского образования, исправить которое сменой одного лишь человека вряд ли получится.
А если ещё вспомнить о заявлении Медведева:
Вот, например, таковы зарплаты учителей (по ссылке можно посмотреть ещё одно мнение о работе учителей, с которым я далеко не во всём согласен, но оно, тем не менее, может быть в чём-то интересно):
Гражданское общество уже давно включилось в активное обсуждение накопившихся проблем в образовании и путей их решения:
https://vk.com/rvs.obrazovanie
Присоединяйтесь!