Будет ли решена проблема кадрового дефицита в российском образовании?


Проблема дефицита педагогических кадров в российском образовании усиливается многие годы и, по мнению экспертов, приняла уже катастрофический характер. В последнее время о ее преодолении начали говорить, но в этом разговоре чиновники и политики в основном избегают оценок тяжести положения.

Сначала об объемах этого дефицита. В январе 2020 года министр просвещения Ольга Васильева заявила, что в стране не хватает 150 тысяч учителей, а работать учителями остаются менее половины из 70 тысяч поступающих на педагогические специальности. Таким образом Васильева комментировала официальные данные об открытых вакансиях для примерно 11 000-12 000 педагогов с учетом их двойной нагрузки, о которой говорилось и раньше.

С тех пор прошло почти четыре года, ковидная дистанционка, тотальная цифровизация и рост бюрократической нагрузки сделали свое дело - кадровый дефицит в образовании резко усилился. Множество педагогов ушли из школы, будучи не в силах заниматься чем угодно, но только не детьми, ради которых они и приходили в профессию.

В середине октября депутат Олег Смолин на пленарном заседании Госдумы, ссылаясь на данные РАНХиГС, заявил, что в стране не хватает 250 000 учителей. Он уточнил, что если бы учителя работали на одну ставку, то дефицит педагогов оценивался бы в миллион человек. 

Смолин пояснил: «Средняя нагрузка российского учителя – более 1,8 ставки, то есть более 32 уроков в неделю. Как человек, работавший учителем, утверждаю: это безумие».

Теперь о том, как эта проблема "решается". На следующий же день после выступления Смолина вице-премьер РФ Татьяна Голикова заявила, что в России не хватает лишь порядка 11 тысяч учителей. Точно такими же были цифры правительства и в 2018, и в 2019 году. Но все же вопрос, что называется, встал ребром еще до упомянутого заседания Госдумы и, вероятно, базировался на тех же данных РАНХиГС.

Во всяком случае, еще 30 сентября в ходе заседания коллегии Минпросвещения России заместитель министра просвещения Татьяна Васильева заявила, что количество поданных заявлений на педагогические направления в 2023 году выросло на 17% в сравнении с прошлым годом и составило 905 тысяч. По ее словам, по специальности сейчас устраиваются 79% выпускников-педагогов. Чиновница также напомнила, что в системе образования работают более 50 тысяч студентов старших курсов и студентов педагогических колледжей.

Однако кажущийся рост числа будущих педагогов может оказаться дутым. Повышенный конкурс на педагогические специальности легко может объясняться тем, что в этом году Минпросвещения установило минимальные баллы ЕГЭ для поступления в педагогические вузы. А по данным вице-премьера Голиковой, конкурс на педагогические специальности достигает 12 человек на место. В итоге из 905 тысяч абитуриентов мы по-прежнему, как и пять лет назад, имеем примерно 75 тысяч студентов-первокурсников педагогических специальностей, вдобавок имеющих пониженные результаты ЕГЭ.

Сколько из них доучатся до конца, сколько через три-пять лет трудоустроятся в школы, остается только гадать. Отдельным вопросом является то, как долго в среднем молодые педагоги выдерживают изматывающую бюрократическую работу в школе. Такой статистики в открытом доступе нет, но по данным экспертов, многие молодые учителя не выдерживают в школе и полгода. В сентябре сообщалось, что в российских школах и детских садах лишь 10% педагогов в возрасте 20–30 лет. И это неудивительно.

Олег Смолин в своем выступлении в Госдуме приводил такие данные опроса Высшей школы экономики. Среди российских учителей 80% получали зарплату ниже 40 000 рублей. При этом более чем 40% учителей приходится ограничивать себя в любых тратах, кроме еды, а около 20% учителей не хватает денег на одежду.  
"Перевожу на язык социологии: из представителей средних слоев значительная часть учителей превратилась в пролетариев умственного труда, причем ограниченных в правах", - пояснил депутат.

Среди всех открытых вопросов, говорящих о ширящейся катастрофе с учительскими кадрами, очевидным является лишь факт, что чиновники от образования не предприняли ничего, что позволило бы реально увеличить число педагогов хотя бы в перспективе трех-пяти лет. А ведь десятки тысяч учителей нужны будут стране гораздо раньше.

Рады бы ошибаться, но на деле большая катастрофа российского образования, похоже, уже неминуема.

И происходит она на фоне разговоров о необходимости "усиления воспитания" и "закрепления традиционных ценностей" для детей и подростков, которым скоро придется защищать Родину в трудовой деятельности, а то и с оружием в руках. Кто их будет воспитывать?!