Чайлдфри или хьюманфри?

 

«Чайлдфри» («свобода от детей») – сообщество людей, которых объединяет идея отказа от деторождения. На российских представителей «чалдфри» я обратил внимание после знакомства со статьей Веры Сорокиной «Новое родительство. От "чайлдфри" и "чайлдхейт" к "интенсивному материнству"». Вопрос, который меня озадачил  для чего людям, принимающим решение не заводить детей, потребовалось объединяться в группу?

Люди легко создают в интернете «клубы по интересам». Например, участников кулинарной группы, в которых публикуются разные  интересные рецепты, объединяет то, что им нравится готовить, и они хотят научиться делать это еще лучше. Но более чем странным на первый взгляд выглядит объединение людей, которые приняли решение об отказе от рождения ребенка.  Раз сообщество «чайлдфри» существует, значит, у него должна быть какая-то позитивная повестка – общая деятельность или общие ценности.

Я попытался понять, что можно обсуждать в группе «чайлдфри»? Методы контрацепции? Способы хорошо провести досуг без детей? Или защиту прав бездетных граждан при условии, что на эти права кто-то посягает? Или они утверждают какие-то жизненные ценности? Скажем, против детей, чтобы жизнь была более комфортной. Но если бы речь шла просто о комфорте, не требуется изобретать никаких «чайлдфри» для любителей жить в свое удовольствие найдется множество других сообществ. Может быть, представители этих бездетных групп просто хотят выделяться на общем фоне – мы, дескать, не такие, как все?

Ломать голову над ответом мне пришлось недолго. Я решил проверить, что представляют собой российские группы «чайлдфри», и результат этой проверки превзошел все мои ожидания.

Сообщество «чайлдфри» неоднородно. В нем есть женщины, которые боятся не пережить родов. Другие испытывают чувство ужаса и омерзения от перспективы изуродовать тело беременностью и родами (страх оказаться никому не нужной и брошенной). Иногда в группе всплывает тема общественного давления на бездетных (инициативы по запрету абортов). Но основное содержание группы «Чайлдфри» не сводится ни к чему из перечисленного.

Лейтмотив большей части материалов группы – это демонстрация чувства брезгливости и социального высокомерия к матери и ребенку. «Чайлдфри» просто коллекционируют всё, что может показать беременную женщину или мать («овуляшку», как они ее называют) вместе с ребенком («личинкой») в негативном свете. Женщина-мать изображается тупой, подлой, наглой, бескультурной до отвращения. Любой дурной поступок служит основанием для издевательств.

В России живут миллионы семей. Среди прочих, есть семьи неблагополучные, девиантные, маргинальные. Понятно, что нельзя судить обо всех по нескольким маргиналам. Но группы «Чайлдфри» именно тем и занимаются, собирая отборную дрянь. «Чайлдфри» утверждают себя через противопоставление с маргинальным родительством. При этом альтернатива в виде здорового родительства представителями этого сообщества отрицается.

Так что, все-таки какие ценности продвигают администраторы групп чайлдфри? Что они хотят доказать, противопоставляя себя «мерзким овуляшкам» с их «личинками»? На мой взгляд, речь идет не о том, чтобы утверждать собственную бездетность, а о том, чтобы утверждать специфический взгляд на человека. Не дети плохи, человек плох! Отвращение к детям и к рожающей матери лишь проекция отвращения к людям и человечеству. Это и есть основа, вокруг которой создаются группы «чайлдфри» (во всяком случае, в российском их варианте). По-хорошему этим группам стоило бы называться не «чайлдфри» (свобода от детей), а «хьюманфри» (свобода от людей).

«Чайлдфри» в своих идейных основаниях созвучны зеленым экофашистам, которые тоже с презрением относятся к человеку. Не случайно «чайлдфри» сами о себе пишут: «в ряды childfree нередко вступают любители животных, отдающие предпочтения домашним питомцам, нежели детям».

Экофашизм и «чайлдфри» – это две грани одного и того же социального явления. XX век начинался надеждой на скорое торжество науки и гуманизма, а заканчивался разочарованием в том и другом. Человечество качнулось в обратную сторону – от гуманизма к антигуманизму, от веры в человека к разочарованию в нем. Особенно велико разочарование у молодежи, которая видит недостатки общества, но, в то же время, лишена гуманистических идеалов, которые помогли бы превратить недовольство несовершенным миром в конструктивную борьбу за то, чтобы сделать мир лучше.

Подавляющее большинство групп «чайлдфри» составляют молодые люди в возрасте до 30 лет. Не стоит недооценивать ни численность этих групп, ни их деструктивное влияние на российское общество. Ведь участники этих сообществ являются естественными союзниками антисемейных сил. Можно не сомневаться, они примут активное участие в информационных кампаниях по очернению родительства (чем они и занимаются постоянно), и охотно поддержат любые ювенальные инициативы, предполагающие произвольное вмешательство семьи со стороны государства и НКО.

Трубников Сергей, РВС.