Чему учит история библиотек?

На днях обсуждали с товарищами тему библиотек – их значение, пройденный путь и будущее. Решил хотя бы коротко ознакомиться с историей библиотечного дела в России. И в очередной раз убедился, насколько рассмотрение истории явления позволяет яснее и глубже понять его сущность, его значимость. Расскажу в нескольких словах.

Библиотеки появились на Руси примерно в одно время с принятием христианства. Если быть точным, называется 1037 год, когда Ярослав Мудрый повелел создать “книжную казну” в киевском Софийском соборе. Долгое время затем книги собирались преимущественно в монастырях и соборах и были, естественно, в основном религиозного содержания.

 

Качественные изменения происходят с усилением централизации российского государства. По мере развития системы приказов, мы видим зарождение специальных библиотек. Особо этот процесс усилился при Петре I, который с невероятным упорством собирал знания и навыки, способные послужить на благо Отечеству. В 1714 году создается первая научная библиотека в России.

Очередной качественный рывок видим в эпоху Екатерины II. Это появление общественных библиотек (например, Вольного экономического общества), развитие университетских библиотек. И, конечно, организация в 1795 году первой общедоступной библиотеки – Императорской публичной библиотеки.

В XIX столетии эти тенденции успешно продолжаются: растут и множатся библиотеки университетов, институтов, училищ. Увеличивается число общедоступных библиотек.

И затем – огромные качественные изменения в библиотечном деле мы видим уже с первых шагов зародившегося советского государства. Вместе с задачей - донести знания до всех без исключения людей - значимость библиотек в СССР достигает небывалого уровня и размаха. Повсеместно открываются избы-читальни и новые библиотеки.

Выстраивается сеть библиотек, охватывающая все уголки страны и действующая как единый организм. А ведь ранее библиотеки были в значительной мере сами по себе. Библиотека становится важнейшим социальным институтом.

Трудно переоценить роль библиотек и в годы войны. Они работают в усиленном режиме на военном и трудовом фронтах, в госпиталях.

Делают все для мобилизации духовных сил общества. Библиотеки работали в блокадном Ленинграде. В газете “Известия” от 17 апреля 1944 года есть свидетельство профессора математики Липкина: “В Ленинграде есть библиотека Академии наук. Так вот, мы туда ходили за книгами. Через весь Невский и дальше, пешком. Ох, это было очень тяжко. Простите, вы даже не поймете, как это было для нас далеко. И потом стужа... Ужасная, знаете, была стужа. И обстрел... Ну, вот, придешь туда, а там библиотекари на своих местах. В зале мороз, горит коптилка, люди в шубах, в одеялах. Ищет такой человек тебе книгу на полке, и видишь, что он ослаб, как былинка. А в библиотеке великий порядок. До сих пор помню шелест каждой книги, взятой в библиотеке”.

Библиотеки помогали сельскому хозяйству и промышленности, обеспечивая людей необходимыми теоретическими знаниями для создания новой техники, ее освоения, для овладения профессиями.

К чему я это рассказываю? А вот к чему. Обдумывал приведенные в газете "Суть времени" слова Анастасии Гачевой, известного филолога, философа и библиотекаря, о том, что библиотекарь всегда был “Вергилием” читателя, то есть проводником в мир культуры. Сильное сравнение, правда? Но сомневающийся рассудок тут же стал проверять его на прочность. Вспомнил свои посещения библиотек. Приходил, брал нужные книги, уходил. Казалось бы, где тут Вергилий? Простые функции – сбор, хранение и выдача книг.

Но сквозь призму истории это вергилиевское начало видно отчетливо! Библиотеки всегда шли рука об руку с развивающимся российским государством, сами развиваясь и усложняясь. Всё больше людей они толкали к развитию, давая в качестве опоры богатство прошлых поколений. И это, конечно, не просто собирание книг – это активная, субъектная роль! Роль друга человека развивающегося и созидающего.

А потому любые разговоры о том, что библиотеки больше не нужны - это либо абсолютное непонимание роли библиотек, либо коварное стремление расстроить эту дружбу. Конечно, чтобы ответить на сегодняшний вызов, библиотеки должны обрести новое качество. Но что это за вызов, и как могут библиотеки на него отвечать – отдельная большая тема. О ней ещё поговорим.