«Что такое хорошая школа?» 8 Манифест «Гуманистическая педагогика: XXI век». Создатели

Начало в [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7].

И, знаете, уже одним махом всех оставшихся. Кратко.

Реморенко Игорь Михайлович (род. 11 апреля 1971 года, РСФСР, Красноярский край). Ректор Московского городского педагогического университета (с 2013 года), занимал должности от заместителя директора департамента до заместителя министра в Министерстве образования и науки (2004—2013 годы), кандидат педагогических наук, действительный государственный советник РФ II класса.

Слияние школ и детских садов оказало влияние как на российскую систему образования в целом, так и на задачи и роль руководителей образовательных учреждений. О проблеме школьного лидерства корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.

- В последние годы мы все наблюдаем объединение образовательных учреждений в Москве и в регионах. Можно ли уже сделать выводы о том, как оно  изменило ситуацию в школах?

— Пока оно еще ничего не изменило. Результаты этого процесса можно будет оценивать лет через десять-двадцать. Хотя, опять таки, по внешним формальным показателям ситуация улучшилась. Больше стало школ, попавших в федеральный рейтинг образовательных организаций, лучше стали результаты олимпиад.

Объединение школ сегодня происходит во всем мире. Недавно мы побывали в Индии в самой большой школе в мире, где учатся 47 тысяч детей. Все относятся к слиянию по-разному, но идут на это, потому что, чем насыщеннее образовательная среда, чем больше вариантов выбора индивидуальной траектории обучения, тем лучше образование.

Иногда укрупнение идет в ущерб сложившимся в школе за десятилетия традициям и укладам. Но в то же время все заботятся о том, чтобы среда была максимально насыщенной, и индивидуальные программы строились с учетом всех возможных ресурсов.

- Зарубежный опыт может нам здесь чем-то помочь?

— Конечно. К примеру, можно обратить внимание на опыт Японии, где каждый год учащиеся переводятся в новый класс, учитель меняется раз в пять лет, завуч — раз в четыре года, а директор — раз в два года. Все переходят в разные места, именно для того, чтобы минимально зацикливаться на личных отношениях, быть максимально отстраненными от всяких помех и сосредоточиться на содержании образования.

- Какие новые задачи директорам школ придется решать в будущем? Какие тренды Вы здесь видите?

— Основной тренд, как мне кажется, это то, что в будущем часть детей будет выпадать из школьного пространства и жить в информационном обществе более свободно, чем предписывает школа. Построить такое пространство, которое действительно было бы богатым и удерживало бы детский интерес, вопреки большому объему иных информационных источников, — мне кажется, это главная задача, которую школьные коллективы будут решать в будущем».

http://ria.ru/sn_edu/20150227/1049808993.html

У ректора МГПУ много интервью, много выступлений, странички в социальных сетях, блог на сайте «Сноб». Он аккуратен в высказываниях, тематика и направленность мнений такая же, как и у всех описанных в предыдущих статьях персонажей (см. Асмолов А., Адамский А. и т. д.). Да и как же иначе, одна команда, одна цель.

Но надо же и этому реформатору дать возможность «засветиться» хоть какими-то необычными цитатами.

Представьте себе, Московский городской педагогический университет, кузница столичных педагогических кадров. Идеологически подкованные выходят из дверей этого «Храма образования» ретрансляторы идей – педагоги. И несут они детям свое видение того, что такое хорошая школа. Нашим детям. Бакалавры, магистры, специалисты, они несколько лет впитывали идеи реформаторов – модернизаторов, в их головах есть образ школы. Какая она? Похожая на те, что за рубежом (рубежом РФ или гуманизма?), можно, как в Индии – 47 000 учащихся в одной школе + как в Японии – постоянное физическое перемещение учителей, учеников, чтобы ни в коем случае не завязались такие вредные для личностно-ориентированного развития дружба, любовь, взаимовыручка, товарищество, солидарность, общность, коллективность, преданность. Чтобы не возникли общие интересы, общие идеи, общие смыслы. Чтобы не было рядом «человеческой крепкой кристаллической решетки», чтобы были только атомы в глубокой и одинокой пустоте…

Павел ЛУКША

Павел Лукша является профессором практики Московской школы управления СКОЛКОВО.

В рамках бизнес-школы СКОЛКОВО Павел в последние годы вел образовательные программы для руководителей в сфере инноваций, будущего образования.

Павел является инициатором создания Клуба R&D директоров, созданного в 2010 г. при участии бизнес-школы СКОЛКОВО, ГУ-ВШЭ, РВК и Министерства экономического развития РФ.

Павел является членом Экспертного совета Агентства стратегических инициатив при Президенте РФ.

С 2008 г. работает по темам развития образовательной системы, в том числе в сотрудничестве с Агентством стратегических инициатив, Министерством образования и науки, Открытым правительством и другими учреждениями.

В 2012 и 2013 гг. Павел выступил соорганизатором и программным директором одного из крупнейших в мире проектов по обучению мышлению о будущем – Форсайт-флота.

С 2010 года Павел Лукша руководит работами по форсайту образования до 2030 г., включая форсайт развития высшего образования и глобальный доклад о будущем образования (доклад опубликован в 2014 году).

Павел является руководителем проекта и одним из соавторов «Атласа новых профессий», совместно изданного Московской школой управления СКОЛКОВО и Агентством стратегических инициатив. С 2012 года Павел возглавляет проект по форсайту компетенций до 2030 г.

Для иллюстрации деятельности Лукша П. предлагаю к просмотру видео.

https://youtu.be/WQjjXPEceXA

И хотелось бы напомнить о форсайт-проекте «Детство 2030».

В будущем детей проектируется интернировать в специальные «детские города будущего». В этих городах у них будут специально обученные («компетентное родительство») наставники.

Детям предлагается полностью компьютеризированная среда.

Основным направлением их развития будет полная свобода деятельности.

Традиционная или любая другая система образования полностью отрицается.

Проектом предполагается, что дети самостоятельно будут получать знания из интернета, а в последующем выполнять в нём какую-то работу и зарабатывать веб-деньги.

Для тех детей, которые не смогут самообучиться, в форсайт-проекте имеется программа электронной коррекции их способностей путём внедрения в организм чипов.

А в 2025-2030 г. «дети рождаются с заданными характеристиками и способностями».

Этот пункт обеспечивается изменением развития ребенка на внутриутробном периоде за счет генной модификации с помощью нанотехнологий.

Хилтунен Елена Александровна

Журналист, педагог,  автор  книг о воспитании детей в духе педагогики Монтессори (в том числе: « Практическая Монтессори-педагогика»,  «Уроки на корточках», «Упражнения с Монтессори-материалом» и другие).

Пропагандист, инициатор и родоначальник возрождения Монтессори-движения в России. Обладатель международного педагогического сертификата немецкой Академии развивающей реабилитации.

Эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России,

Председатель московского педагогического клуба «Монтессори-сити».

«В 1989 году меня удивило и вдохновило, что дети в этой голландской школе учились абсолютно самостоятельно, без видимой помощи взрослых. Они были разного возраста, но занимались вместе и могли войти в любую классную комнату. Учителя лишь изредка подходили то к одному, то к другому, откликаясь на их просьбы. Сразу было видно, кто в этой школе главные люди, а кто – лишь помощники. Позже я узнала, что М. Монтессори отрицала необходимость традиционной  роли педагога в процессе воспитания, считая, что взрослый навязывает ребенку собственную систему ценностей и установок и тем самым тормозит его  естественное развитие. В школе Монтессори работа воспитателя ориентирована на самообучение детей, то есть  дети сами вольны выбирать занятие и время работы с тем или иным дидактическим материалом.  Мне это казалось тогда  необычным и заманчивым, ведь я была выпускницей Московского педагогического университета, где нас учили совершенно другим  методам  воспитания. Естественно,  мне захотелось  создать школу Монтессори в России».

Е. Хилтунен  http://montessori-press.ru/persony/rossija/hiltunen-elena-aleksandrovna.html

О методике развития у М. Монтессори можно говорить долго. Она хороша как часть общей системы сенсомоторного развития детей в период до 3-х лет. И как компонент для коррекции детей с различными психоневрологическими нарушениями.

И для создания холодной, атомизированной, ориентированной только на себя личности тоже подходит данная система развития…

Татьяна Михайловна Ковалева, доктор педагогических наук, президент Тьюторской ассоциации

Тьюторство  напрямую работает на индивидуализацию человека. Индивидуализация – это не то же самое, что индивидуальность или традиционный индивидуальный подход, за который, кстати, ратовала еще Крупская Н. К. Индивидуальный подход – учет особенностей ребенка при усвоении материала, традиционная помощь неуспевающим, помощь в поддержании и развитии интереса к теме, предложение углубленного изучения материала. Педагог находит адекватные для каждого ученика способы понять и усвоить что-то одно, то есть работает с индивидуальным подходом.

«Индивидуализация — это совсем другое. Если мы признаем, что люди принципиально разные, то может, надо дать им право на разное учебное содержание, для каждого свое? Для педагогического сознания это очень не банально. Это отказ от того, что все должны усваивать одно и тоже. Концепты «учить всех» и «учить каждого» совсем разные», — говорит Ковалева Татьяна.

Индивидуализация наиболее распространена в протестантизме, поэтому не случайна распространенность тьюторства в Англии, Америке, скандинавских странах.

«Там, где четкие нормы, там уместен процесс обучения, так как обучение это передача норм деятельности. А если деятельность только становится? Норм нет, передавать нечего, и спрашивается, как можно эту новую деятельность осваивать? Везде, где идет становление новой деятельности, тьюторство возникает как необходимость, как педагогическое сопровождение освоения нового. Именно поэтому тьюторство актуально для всех инновационных сфер. Если мы хотим инновационное мышление ставить, то тогда базовой становится тьюторская, а не учительская работа», — расказывает Т. Ковалева. (Данное интервью размещено на сайте межрегиональной общественной организации «Межрегиональная Тьюторская  Ассоциация» thetutor.ru).

Дима Зицер, директор Института Неформального образования

«Димочке» в 2016 году исполнится 50 лет. Он креативен, неформален, «противонормален» (ну в смысле, против всех норм), «противоправилен».

Немного режиссер, немного педагог, немного филолог. Живет в пространстве где-то между Иерусалимом, Питером и Москвой.

Димочка Зицер и Наташенька Зицер написали книгу «Азбука НО», что расшифровывается как «НО — неформальное образование». http://zicerino.com/wp-content/uploads/sites/1/2015-04-14-dobro-pozhalovat/11785.pdf

Кроме того идеи своего неформального образования Дима Зицер активно пропагандирует в личном блоге на ресурсе «Сноб», проводит лекции, например,  в Шоколадном лофте.

С чем знакомит креативный люд? С тем, как надо воспитывать детей. Ведь именно неформальное образование – самое гуманистическое образование. В ходе лекции, например, о том, почему ребенку можно есть мороженное вместо борща, вы, заинтересованные родители, узнаете, что воспитание – предрассудок. Ваше представление о том, что нельзя есть мороженное перед обедом – устаревшая норма, точнее само понятие норма – пережиток, форма, которой не должно быть. Ну как, вывернулось в вашей голове все креативно? Стали видеть мир в оранжевом свете? Радужном?

Кстати, борщ, который не съест этот гипотетический ребенок, готовит ему бабушка, к которой он идет в гости. Вам стало стыдно перед бабушкой? Предрассудок, норма глупой соседки, отбрасывайте эту форму, живите неформально! Бабушка расстроится? А что в этом плохого? Ребенок-то будет доволен! Его личностное развитие продвинется, он будет не таким, как навязываете ему вы, отсталые. Это в вашей жизни, подверженной ужасному воспитанию, есть ужасные нормы, есть представление, что плохо обижать бабушку. А ему они зачем? Кто сказал, что ребенку будет лучше от этих норм? Зачем вы нарушаете его индивидуальность, ориентированную на личность? Это «не гуманистично»!

Кстати, вот и цитата в продолжение.

«— Допустим, я провожаю ребенка в школу, и вот на самом пороге он скажет мне: «Что-то не хочу я туда. На карусели бы сейчас! Что, пойти?»

— Школа важнее карусели?(Д. Зицер)

— Да!

Да кто вам это сказал? Вы ходите на работу чертыхаясь, через силу — и ребенок пусть мучается с раннего детства, да? Если ваш ребенок, достигнув школьного возраста, считает, что в школе уныло и нечего делать, а в парке аттракционов жизнь кипит, то вывод очевиден: надо срочно менять школу. Иначе вы посылаете родного человека убивать жизнь в унылой школе целых одиннадцать лет! На это время он становится заложником ваших фантазий». Дима Зицер, https://snob.ru/selected/entry/102156

Эпшетйн Михаил. Кандидат педагогических наук, ген.директор образовательного центра «Участие», руководитель проекта «Школьная Лига РОСНАНО»

«Школьная лига РОСНАНО» – образовательная программа, целью которой является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь – естественнонаучного образования.

Объединяя, с одной стороны, школы и учителей, учёных и преподавателей ВУЗов, представителей индустрии и бизнеса, с другой, Лига организует их взаимодействие для достижения своей основной цели.

Участниками Школьной лиги в 2010-2015 учебном году стали 216 учебных заведения из 54 регионов страны. Ещё более 400 образовательных учреждений сотрудничают со Школьной лигой в статусе «школ-партнёров».

Школьная лига РОСНАНО – Программа Фонда инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО).

Председателем высшего коллегиального органа управления Фонда — наблюдательного совета — является Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов.

Председателем Правления Фонда, являющегося коллегиальным органом управления, является Председатель Правления ООО «Управляющая компания «РОСНАНО» Анатолий Чубайс, генеральным директором Фонда — Андрей Свинаренко.

http://www.schoolnano.ru/node/1449

Анатолий Шперх, учитель информатики, эксперт «Школьной лиги».

Ушакова Елена Григорьевна

Аналитик, методолог, специалист в области проектирования открытых образовательных систем, систем оценки качества образования, электронных образовательных систем и инструментов

Специалист «Развивающего образования» (система Эльконина Д.Б.  — Давыдова В.В.), Школы диалога культур (Библера В.С.). Физик.

Сотрудник АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» (Адамский А.)

Волков Сергей, учитель литературы 57й школы Москвы, главный редактор журнала «Литература» («Первое сентября»), член Общественного совета Минобрнауки

Любит свой предмет, но очень хочет свободы в выборе произведений.

Генеральный директор издательской империи «Первое сентября» - Артем Соловейчик (сын Симона Соловейчика).  А. Соловейчик, Е. Рачевский, А. Адамский, Л. Духанина, А. Асмолов и т.д. – одна деловая группа, единомышленники (точнее «единодельцы»), модернизаторы. Так что Волкову Сергею по статусу положено подписывать, что он и делает.

Вот и закончились авторы манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век». Я постаралась хоть чуть-чуть познакомить вас с ними, с их идеями, их представлениями об образовании, о России, с их представлениями о том, «Что же такое хорошая школа?».

Продолжение – сам манифест – следует…

 

Кульчицкая Анна, РВС.

Регион: