Дети «Алисы». Кого воспитают голосовые помощники?


«Если он так хорошо проводил время с ботом, то для чего нужны обычные друзья?»
Сергей Виноградов. Мальчик у окна (фрагмент). 1890-е

Ученые из СПбПУ установили, что дети воспринимают компьютерных ботов-помощников, таких как «Яндекс.Алиса», как живых людей. И это ведет к формированию «личных отношений» с ботами вместо живых людей.

Корреспонденты ИА Красная Весна выяснили у экспертов, действительно ли опасно общение несовершеннолетних с компьютерными программами и каким может вырасти поколение детей «Алисы»?

Детский психолог, эксперт Организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) Жанна Тачмамедова уверена, что ничего хорошего из «романтических отношений» детей с роботами ждать не приходится.

«Чем больше ребенок взаимодействует с ботами, тем меньше он будет общаться с другими людьми в дальнейшем. Уже сейчас есть исследования, которые показывают, что чем больше времени ребенок проводит за гаджетами, тем меньше он способен к взаимодействию с другими людьми», — отмечает Тачмамедова.

Эксперт РВС добавила, что пятилетнему ребенку сложно объяснить, что голосовой помощник — это не человек. Ребенок не видит разницы, с кем он взаимодействует — с живым человеком или «машиной, начиненной программами».

«Ребенку в этом возрасте практически недоступны какие бы то ни было абстракции. И он формируется и познает мир не через логические объяснения, а через приобретение практических навыков, в особенности через игру и взаимодействие с другими», — напомнила детский психолог.

При этом взаимодействие с живыми людьми может быть травматичным. Тачмамедова отмечает, что взрослый может быть в плохом настроении, сверстник может не слушать, обижаться, злиться.

«Глубокие и тесные отношения с человеком дают другому человеку ощущение полноты жизни. Общение с ботом гораздо проще, но расплатой за эту простоту станет одиночество и жизнь в лживой иллюзии о том, что коробка с проводами — это живое существо», — заключила психолог.

Елизавета Сивак, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ отмечает, что одушевление компьютеров и гаджетов свойственно даже некоторым взрослым.

«Например, если мы злимся на компьютер, то мы можем с ним разговаривать. Но у детей эта тенденция особенно сильно выражена. Я видела отдельные свидетельства, что маленькие дети начинают со всеми предметами в форме цилиндра пытаться общаться. Ребенок привыкает к такой форме голосовых помощников», — отмечает Сивак.

Однако Сивак не уверена, что общение с голосовыми помощниками, в том числе «в приказном тоне», ребенок обязательно будет проецировать на живых людей.

«Мне кажется, что дети могут грубее общаться с эти устройствами, потому что коммуникация родителей с ребенком вертикальная, а не равная… Возможно, ребенок так себя ведет потому, что он транслирует тот стиль коммуникации, который ему показали», — отмечает Сивак.

По словам Сивак, такой стиль общения с настоящими людьми приведет к тому, что другие «достаточно быстро дадут ему отпор». Также эксперт не уверена, что общение с голосовыми помощниками может иметь долгосрочные последствия.

«Долгосрочный эффект от этого пока не очень понятен. Нужны более длительные исследования… Может быть, через несколько лет дети такой сильный интерес к общению с этими помощниками теряют и перестают воспринимать их как живых существ», — заключила Сивак.

IT-специалист Денис Романов отмечает, что проблема «замены» живого общения взаимодействием с роботами не является новой — с этим уже столкнулись, например, в Японии.

«В Японии… из-за большой популярности подобных „искусственных заменителей“ людского общения молодежь массово теряет интерес к поиску друзей, заведению семьи», — отмечает Романов.

Романов уверен, что эмоциональная привязанность к голосовым помощникам, таким как «Яндекс.Алиса» или «Кортана», может нанести ребенку психологическую травму. А в будущем серьезно осложнить общение с живыми людьми.

«Если он так хорошо проводил время с ботом, то для чего ему нужны обычные друзья? — отмечает эксперт. — Помимо ботов, есть очень много других виртуальных развлечений: игры, сериалы, виртуальная реальность, соцсети. Все это не требует присутствия живых людей».

Также IT-специалист отметил еще одну проблему «отношений с роботами» — компьютерные алгоритмы могут использоваться в недобросовестных целях, а ребенок— стать жертвой манипуляции.

«Недобросовестные люди могут запросто использовать различных ботов для управления детьми. Всевозможные „синие киты“ — яркое тому доказательство», — напомнил IT-эксперт.

Как сообщало ИА Красная Весна, в марте ученые Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого провели исследование того, как голосовые помощники воспринимаются детьми.

Читайте также: «Яндекс.Алиса» и «Синие киты». Что делают с детьми боты-помощники

Оказалось, что дети младшего возраста воспринимают искусственный интеллект как живого человека. Дети общаются с ботами на личные темы и часто при общении с голосовым помощником используют приказной тон.

Артем Брусницын

Источник