Наступило лето, и родители всерьез озаботились досугом своих детей. Вспомнив свое детство, каникулы в деревне или на даче, многие отправляют своих детей на природу, подальше от соблазнов цивилизации. К числу таковых, наверное, относится и новозеландский фотограф Ники Бун, мастерски сделанные черно-белые фотографии которой вроде бы, на первый взгляд, пробуждают ностальгию по счастливым беззаботным временам.
Черно-белые фотографии позволяют фотографу сконцентрировать внимание зрителя только на какой-то одной своей идее. Вопрос — какой? Ведь не безрадостное же существование у старорежимной бабушки в деревне современного ребенка, лишенного любимого гаджета?
Ознакомиться с творчеством новозеландки можно, например, здесь: «МАМА ЧЕТВЕРЫХ ДЕТЕЙ ПОКАЗАЛА, ЧТО ТАКОЕ ДЕТСТВО БЕЗ ТЕЛЕВИЗОРА И ГАДЖЕТОВ».
Основная тема творчества Бун — единение с природой, отсутствие взрослых — только дети и животные. «Они живут здесь и сейчас, дикие и свободные...» «и ничего не стоит между их маленькими душами и природой». Отсутствие ярких красок на фотографиях создает ощущение не только возвращения в прошлое, но и отсекает «лишние» эмоции, пробуждаемые многоцветностью. Может быть, это мир, лишенный солнечного тепла и многообразия ощущений? Или холодный мир, лишенный материнской любви и ласки? Дети, дикие и свободные подобно животным. Живущие в согласии с природой, как часть этой природы, знающие, «что такое жизнь и смерть».
Все это не просто проявление эскапизма или экологического экстремизма, здесь, как мне кажется, заложен более глубокий смысл. Простая концепция — «детство без телевизоров и гаджетов», если ее не наполнить каким-то высшим смыслом и целью, превращается в ницшеанскую идею возвращения к природному началу. Ницше считал, что в человеке слишком много человеческого, которое надо преодолеть ради появления качественно нового человека — «сверхчеловека», что только природное начало даст ему новую силу. К практической реализации этой идеи ближе всего подошли в гитлеровской Германии.
Сам я противник приучения детей к гаджетам — это, прежде всего, инструмент, которым нужно еще научить пользоваться, причем — чем позже, тем лучше. Сам по себе он не придаст какое-то новое качество своему обладателю, не наполнит жизнь смыслом. Только развитие высших творческих способностей в человеке наполнит его жизнь смыслом, но это уже абсолютно другой подход, не ницшеанский, а коммунистический.
Знакомство с творчеством Бун оставляет тревожное ощущение — с ее фотографий на нас глядит то новое, что просыпается на Западе как альтернатива сегодняшнему гедонизму и потребительству. Есть ли альтернатива у нас?
Роман Якин, РВС