Доклад, сделанный на круглом столе «Бедность как повод неправомерного вмешательства в семью. Отобрание вместо поддержки» в рамках форума «СООБЩЕСТВО», состоявшегося 24-25 апреля 2018 года в Уфе.
Первое, на что хочу обратить внимание, это постоянные манипуляции везде, где речь идет о семье. Широко разрекламированный лозунг «Россия (город) без сирот», на первый взгляд, кажется прорывом в области гуманизма. У людей создается впечатление, что в данном городе живут прекрасные чадолюбивые люди, которые не могут смириться с тем, что где-то в детском доме находится хоть один ребенок. И всех детишек усыновляют в любящие семьи, они перестают считаться сиротами, а становятся полноценными и равноправными членами семьи.
Однако, при ближайшем рассмотрении, это далеко не так. Сейчас курс взят на то, чтобы по возможности полностью уничтожить институциональную форму устройства детей в виде государственных детских домов, заменив их частным устройством вместо государственного.
Так, 24 ноября 2017 года, на форуме «Мир материнства и детства», организованном Общественной палатой Республики Башкортостан, председатель Башкирского республиканского отделения Общероссийского общественного фонда «Российский детский фонд» Федянина Нина Федоровна сказала, что Уфа занимает призовые места (в конкурсе «Город без сирот»), проводится большая и плодотворная работа по жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. «И в настоящее время 13 823 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в 12 459 замещающих семьях». При этом она сообщила, что на тот момент в республике 500 воспитанников содержалось в 17 детских домах, часть из которых «идет на закрытие, на сокращение. Задача поставлена, чтобы все-таки больше детей, социальных сирот из детских домов, переходили на воспитание в приемные, замещающие семьи».
Раздав детей под возмездную опеку, рапортуют об уменьшении числа сирот (сиротами считаются только дети в детдомах и в «Банке данных сирот»), умалчивая при этом, что эти дети не усыновлены, они продолжают финансироваться из бюджета, но их уже не считают сиротами, которых надо устраивать. А вновь изъятые из родных семей дети, будучи в течение месяца переданными в так называемые замещающие семьи, не нарушат статистику сиротства, так как не успеют пополнить банк данных сирот. И при этом можно спокойно утверждать, что соблюдается «право ребенка жить в семье». Однако, статистика показывает, цитирую доклад Елены Мизулиной: «Об активности замещающей семейной среды свидетельствуют и происходящие в сфере опеки (попечительства) процессы переустройства (оборота) детей из одной опекунской семьи в другую, включая перемену их места жительства. По сравнению с 2007 годом резко выросло – в 3,5 раза – число детей, передаваемых из одной опекунской семьи в другую. Если в 2007 году доля таких детей в общем числе детей, находившихся на воспитании в семьях, составляла 5% (или 4 811 детей), то в 2016 году – 17% (или 14 957 детей)». Мизулина отмечает, что 65% детей прибывают из других муниципальных образований внутри одного субъекта и связывает это с тем, что таким образом поддерживается сеть (!) замещающих семей с возмездной формой опеки. Попросту говоря, замещающая семья по разным причинам вполне может сдать ребеночка назад. И кого волнует травма, нанесенная ребенку? Хотя о психологическом насилии в родных семьях трубят на каждом углу.
Наблюдается явная тенденция к росту возмездной опеки. Число детей, проживающих под возмездной опекой, почти сравнялось с числом детей, проживающих под безвозмездной опекой.
Число детей под безвозмездной и возмездной опекой (попечительством)
Источник: РИК-103, раздел 2, строка 28 (до 2015 г. – 26)
На конец года |
2007 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Под безвозмездной опекой1 |
259128 |
249978 |
237485 |
226467 |
214194 |
|
Под возмездной опекой2 |
44117 |
132295 |
150016 |
163430 |
170726 |
175018 |
– в приемных семьях |
38619 |
116091 |
134290 |
148466 |
156560 |
161280 |
Доля возмездной опеки |
34% |
38% |
41% |
43% |
45% |
1 Кроме опеки предварительной и по заявлению родителей – графа 8.
2 Включая «патронатную семью» и «другие формы возмездной опеки» – графы 9–11.
Если посмотреть соотношение различных форм возмездного жизнеустройства детей, то явный приоритет за приемными семьями. Здесь мы наблюдаем явную тенденцию к росту: при резком увеличении количества детей в этом сегменте, процентное соотношение держится стабильно высоко. Патронатный способ резко снизился, иные формы и детские дома семейного типа остаются на стабильно низком уровне.
Оставив в стороне морально-этический аспект, а также практическую сторону (все-таки в детских домах работают специалисты с соответствующим образованием), рассмотрим вопрос сугубо финансовый. Почему эта форма устройства набирает популярность? Именно потому, что государство стимулирует это направление простым и действенным способом — рублем.
Давайте смотреть, какой подход и какие приоритеты в этом отношении мы имеем на сегодняшний день.
Из доклада «Детство без родителей» Е. Мизулиной Уровень мер поддержки различных типов семей с двумя детьми (размер пособий и иных выплат по состоянию на 31.12.2016) с учетом региональных выплат
Таблица 2
|
В месяц |
За год |
За период детства |
Кровная семья с двумя детьми |
8 725 |
104 700 |
1 884 600 |
Приемная семья с двумя детьми |
58 816 |
594 787 |
6 750 468 |
Приведённая здесь сумма поддержки родной семьи многим покажется завышенной. Дело в том (и это же объясняет, почему сопоставление даётся в расчёте не на одного, а на двух детей), что в расчёте учтена, для пущей честности, такая форма поддержки родной семьи, как материнский капитал. Если не учитывать материнский капитал, вести сравнение только по ежемесячным выплатам, то разница в обеспечении родной семьи и «приёмной семьи» оказывается меньше в десятки раз (ниже мы увидим примеры по регионам).
Когда вводили стимулирование таких замещающих семей, об этом просто не подумали. Идея оправдывалась тем, что в замещающей семье содержать детей дешевле, чем в детском доме. Однако профессор Г.В. Семья утверждает, что «если мы учтём сопровождение, разные другие услуги, то цифры не очень отличаются. Так что аргумент, что это «дешевле», не соответствует действительности».
На содержание всей гигантской инфраструктуры системы профилактики детской безнадзорности в России тратятся безумные деньги. Отмечу лишь, что всего таких организаций и учреждений на начало 2016 года 129 271, плюс 6 357 организаций для временного (постоянного) проживания выявленных несовершеннолетних. И эти данные неполные, здесь не учтены медицинские организации, ведущие прием и содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2 446 органах опеки и попечительства трудятся 11 374 специалиста, в учреждениях соцобслуживания семьи и детей 136 600 специалистов, плюс КДН, службы семейного устройства и т. д. Эта распухающая система требует все больше денег и все больше детей, чтобы получать еще больше денег.
Далее мы увидим, что так называемые приемные семьи – это новая особая группа «привилегированных родителей», приобретающая на каждого ребёнка средства, сопоставимые со средней зарплатой по региону в массовых профессиях. То, о чем родные родители могут даже и не мечтать. Многие матери были бы не против заниматься воспитанием своих детей, не работать, имея достаточные средства на жизнь. Но такие привилегии полагаются лишь тем, кто берет чужих детей, часто отобранных за бедность у родных матерей.
Вид пособия |
Семья из супругов с 2 детьми |
Приемная семья с 2 детьми (родные братья\сестры) |
||||
|
Ежемесячно |
В год |
За период детства |
Ежемесячно |
В год |
За период детства |
Единовременное пособие при рождении (устройстве) первого ребенка |
|
|
15 512 |
|
|
118 529 |
То же на второго |
|
|
15 512 |
|
|
118 529 |
Губернаторское единовременное пособие при рождении (устройстве) первого ребенка |
|
|
4 258 |
|
|
4 258 |
То же на второго |
|
|
5 677 |
|
|
5 677 |
Пособие по уходу за первым ребенком (до 1,5 лет) 18 мес. |
2 908 |
34 903 |
52 355 |
2 908 |
34 903 |
52 355 |
То же за второго (12 мес.) |
5 817 |
69 804 |
69 804 |
5 817 |
69 804 |
69 804 |
МК при рождении (устройстве) второго |
|
|
453 026 |
|
|
|
Оплата труда приемного родителя за одного ребенка до 3 лет (36 мес.) |
|
|
|
10 200 |
122 400 |
734 400 (за двоих) |
Оплата труда приемного родителя за одного ребенка 4 -12 лет (108 мес.) |
|
|
|
7 200 |
86 400 |
1 555 200 (за двоих) |
Оплата труда приемного родителя за одного ребенка 13 – 17 лет (60 мес.) |
|
|
|
8 000 |
480 000 |
960 000 |
Выплата на содержание одного ребенка до 6 лет (72 мес.) |
|
|
|
7 037 |
84 444 |
1 013 328 (за двоих) |
Выплата на содержание одного ребенка 7 – 11 лет (60 мес.) |
|
|
|
8 403 |
100 836 |
1 008 360 (за двоих) |
Выплата на содержание одного ребенка 12 - 17 лет (60 мес.) |
|
|
|
9 250 |
555 000 |
1 110 000 (за двоих) |
ИТОГО |
8 725 |
104 770 |
616 144
|
58 815 |
594 787 |
6 750 468
|
Разница в 11 раз, причем большая часть суммы родной семье составляет материнский капитал (без учёта материнского капитала – в 41 раз).
Сюда не включены бюджетные расходы на обеспечение жильем детей-сирот, 30%-ные региональные льготы по оплате коммунальных услуг, бесплатный проезд в городском транспорте детей из приемных семей. К тому же с выплат приёмному родителю идут отчисления в Пенсионный фонд, увеличивается страховой стаж.
В Астраханской области, например, мы наблюдаем похожую картину. Особенность в том, что здесь с 01.01.2018 производят выплату дополнительного вознаграждения приемным родителям за каждого последующего ребенка, принятого на воспитание сверх четырех детей, в размере 1465,57 руб.
В качестве дополнительных мер предусмотрена ежегодная денежная компенсация на каждого из детей на приобретение школьной формы, письменных принадлежностей в размере 1180,29 рублей, (компенсация на школьные принадлежности предоставляется опекунам (попечителям), не состоящим в браке), ежемесячная денежная выплата опекуну (попечителю) и детям в размере 254,14 рублей, бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести лет, бесплатное питание детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, а также по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения, один день в месяц – бесплатное посещение детьми государственных музеев, организаций культуры, выставок.
По информации из Саратовской области, кроме обычных выплат, выделяются денежные средства (на каждого приёмного ребёнка):
- на питание детей, больных хронической дизентерией, туберкулезом, ослабленных детей, а также детей, находящихся в лечебной организации, до 6 лет —575,79 руб., 780,64 руб. — от 6 до 18 лет;
- на питание детей в летний оздоровительный период, в выходные, праздничные и каникулярные дни дополнительно на каждого ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства из расчета в день: до 6 лет — 12,73 руб, 17,38 руб. — от 6 до 18 лет.
Другие льготы и выплаты:
- медикаменты для лечения и профилактики заболеваний приемных детей — по фактическим расходам;
- оплата коммунальных услуг на каждого приемного ребенка – по фактическим расходам;
- оплата местной телефонной связи по фиксированному безлимитному тарифу;
- при передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью — единовременное выделение денег на приобретение мебели отечественного производства (стол, стул, кровать, тумбочка, шкаф для одежды), необходимой для создания благоприятных условий жизнеобеспечения приемного ребенка, по фактическим ценам соответствующего периода.
На приёмных родителей — ежегодно:
- ежегодная единовременная выплата приемным родителям 15 000 руб.;
- ежегодный медицинский осмотр приемного родителя (приемных родителей) за счет средств областного бюджета в соответствии со стоимостью данной медицинской услуги, предусмотренной в медицинской организации по месту жительства приемной семьи;
- транспортные расходы 1000 руб.
Значительным видом помощи официально трудоустроенным приёмным родителям является возможность получения ежемесячного налогового вычета. На данную преференцию могут рассчитывать не только приёмные семьи, но и опекуны, и попечители детей. Налоговый вычет предполагает уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц на определённую сумму, в зависимости от числа взятых на воспитание детей:
- на 1400 рублей за воспитание первого и второго по счёту ребёнка;
- на 3000 рублей за третьего и каждого последующего ребёнка;
- на 6000 рублей за согласие взяться за воспитание ребёнка-инвалида.
В ряде регионов оплата за принятых на воспитание детей производится каждому родителю.
В Республике Башкортостан ситуация с выплатами замещающим семьям выглядит примерно так.
Федеральные выплаты: с 1 февраля 2018 года единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 16 759 рублей 09 копеек.
В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 128 053 рубля 08 копеек.
Выплаты приемным семьям (возмездная опека)
Опека, приемная семья |
Итого в месяц |
|
Ежемесячно на каждого ребенка |
5 460 — до 3 лет 5 250 — с 3 до 18 |
5 460,0 + 7 750,0 = 13 210 5 250,0 + 6 460,0 = 11 700 |
Ребенок с инвалидностью, задержкой в развитии |
6 552 — до 3 6 300 — с 3 до 18 |
6 552,0 + 9 300,0 = 15 852 6 300,0 + 7 752,0 = 14 052 |
Вознаграждение приемным родителям |
7 750,0 — до 3 6 460 — с 3 до 18 |
|
Ребенок с инвалидностью, задержкой в развитии |
9 300 — до 3 7 752 — с 3 до 18 |
|
Теперь о родных семьях. Здесь манипуляция выглядит следующим образом. Принимается закон о повышении выплат или пособий, об этом трубят СМИ, в обществе складывается ощущение благополучия и заботы государства о разных категориях граждан. А как доходит до дела, начинаешь читать и понимаешь, что получить эти выплаты удастся единицам. Например, звучит победная реляция: в Башкирии семья получит 300 тысяч за рождение первенца. Потом оказывается, что эти деньги выдадут не за каждого первенца, а при наличии строгих ограничений, как то:
а) семье, признанной нуждающейся в жилом помещении;
б) возраст каждого из супругов на момент рождения ребенка не должен превышать 35 лет;
в) первый ребенок в такой семье рожден в период с 1 января 2017 года до 31 декабря 2018 года включительно;
г) также семья должна иметь доходы, достаточные для приобретения (строительства) жилья либо для получения ипотечного кредита.
Есть в этом какая-то нечистоплотность. А в условиях неблагополучной демографической ситуации в республике — и недальновидность.
Теперь — материнский капитал. Кроме федерального, в Башкирии выплачивается его местный аналог, равный по сумме. В 2017 году он составлял 453 026 рублей. Но не всем. Только тем, кто усыновляет ребенка. За усыновление ребенка с ограниченными возможностями правительство РБ доплачивает еще 100 тысяч рублей. Пособие, установленное на региональном уровне, выдается на каждого усыновленного ребенка, причем двойня считается за двоих детей — то есть семья может получить выплату несколько раз.
О многодетных.
Сообщения в СМИ преподносят как благо факт, что, например, пенсионерка взяла на воспитание 8 приемных детей. Ничего не имею против, человек широкой души хочет дать любовь и тепло осиротевшим детям. Вопрос в другом. Известно ли нам, каково положение родной многодетной семьи? Знаем ли мы о том, что на пособие от государства такая семья может рассчитывать лишь в том случае, если докажет, что относится к категории малоимущих? В ином случае, как говорит руководитель Содружества многодетных семей РБ: «Если семья не является малоимущей, 0 рублей 0 копеек». При этом, чтобы оформить такое пособие, необходимо ежеквартально предоставлять справку о составе семьи, справку с места работы о з/п, если ребенок старше 18 и учится — справку с места учебы. И тут встает вопрос: та пенсионерка с приемными детьми имеет те же условия на предоставление средств от государства на воспитание и содержание детей? Очевидно — нет.
Региональные выплаты в республике адресные, выплачиваются только малоимущим, даже если семья многодетная.
Выплаты родным многодетным малоимущим семьям (при совокупном доходе ниже прожиточного минимума на члена семьи)
Прожиточный минимум в РБ за IV квартал 2017 года установлен в размере 8 288 рублей.
Стандартные республиканские выплаты многодетным до трехлетия младшего отсутствуют. Они замещены выделением помощи мамам, заботящимся о малолетних с полутора до трех лет, когда федеральное пособие уже не начисляется.
С 2018 г. в Башкирии будет действовать новая выплата многодетным малоимущим семьям. Ее могут оформить родители, у которых, начиная с 01.01.2018 г., родился третий или следующий ребенок. Ежемесячная выплата предоставляется от рождения малыша до его 3-летия при условии, что в семье есть хотя бы двое предыдущих детей в возрасте до 18 лет.
На третьего и последующего малыша с полутора до 3 лет |
3 000 |
Семьям с четырьмя и более детей |
1 500 (четверо) 2 000 (пять и более детей) Выплата предоставляется одна на семью, а не на каждого ребенка. |
Единовременная компенсация за покупку школьной формы многодетным предоставляется раз в два года и только малоимущим. Денежная помощь выдается только семьям со среднедушевым доходом на человека, меньшим чем детский ПМ около 2 900 руб. на 1 ребенка.
Другие выплаты
При появлении близнецов ежемесячно |
500 (на каждого) |
Ежемесячно студенческим семьям (если оба родителя или единственный учатся на очном отделении) |
250 |
Выводы. Мы наблюдаем перекос, объяснимый только тем, что государство заинтересовано в формировании и расширении нового формата псевдосемейных отношений в виде возмездных форм содержания детей. Родная семья, включая многодетную, находится не просто на обочине, ей перекрывают кислород. Она фактически поражена в правах, поскольку полностью зависима от системы. Бедность приводит к изъятию детей, которые затем передаются под возмездную опеку, куда вкачиваются миллиарды.
Нельзя ли из этих миллиардов выделить средства родной семье, хотя бы разово: тете-опекуну на покупку кроватки, кому-то на косметический ремонт в квартире.
А по большому счету, нельзя ли направить эти средства на искоренение бедности, чтобы пособия родным семьям, родственной опеке и усыновителям были достойными, а «платное родительство» назвать своим именем и перевести в частно-институциональную «опеку по договору». Включить многодетной маме уход за ребенком в трудовой стаж, как это делают в так называемых замещающих семьях. И не пора ли, наконец, прекратить вокруг родной семьи адские пляски в виде страшилок о семейном насилии и начать формировать здоровую информационную и социальную среду? Но для этого нужна смена курса всей государственной семейной политики.
Назарова Инна Михайловна, член Центрального совета Общероссийской общественной
организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (ОООЗС РВС),
член Регионального совета Республики Башкортостан ОООЗС РВС.