Дискриминация граждан по социальному статусу – «родитель»

12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, наконец-то «подарившая» гражданам Советского Союза  «Права и свободы человека и гражданина». Действительно, подарила, но, как оказалось, не всем.
 
Несмотря на запрет дискриминации, продекларированный в статье 19, наступление на права одной из социальных групп – «родителей» идёт по нарастающей год от года и к сегодняшнему дню достигло невероятных размеров.
 
По сообщениям активистов Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (ОООЗС РВС) из регионов Российской Федерации ежедневно поступают жалобы об отобраниях детей из семей, маскирующихся работниками полиции по делам несовершеннолетних и органов опеки и попечительства, социальной защиты населения   под различные «благовидные» мероприятия: «реабилитации», «оздоровления», «защиты прав несовершеннолетних», «спасения от угрозы жизни и здоровью», «доставлении безнадзорных» и т.п. И легитимируют все эти «мероприятия» территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, вынося необоснованные постановления о наказании родителей (законных представителей несовершеннолетних) по части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) – «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».
 
Благодаря правовому нигилизму чиновников, занимающихся «защитой детства»  и юридической безграмотности родителей подавляющее число постановлений не обжалуется, не опротестовывается прокурорами и не отменяется судами, что влечёт в конечном итоге негативные последствия  для родителей, привлечённых к административной ответственности за «ненадлежащее» исполнение родительских обязанностей: на них подаются иски в суды об ограничении в родительских правах, о лишении родительских прав.
 
Не зная своих прав, не имея защитников, представителей в ходе заседаний комиссий по делам несовершеннолетних (КДНиЗП), рассматривающих административные материалы по ст. 5.35 КоАП РФ,  не разбираясь в тонкостях юриспруденции, многие родители признают свою вину, не осознавая, что в их действиях НЕТ состава административно-наказуемого деяния, нет умысла на совершение правонарушения, а, следовательно, и административную ответственность они нести не должны. 
 
По данным ГУОООП МВД России ежегодно (2016, 2017, 2018 гг.) сотрудниками полиции составляется около 500 000 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ (Авт.: официальная справка получена Общественной палатой Российской Федерации по запросу члена ОП РФ Жгутовой Э.Ю.). Цифра, достойная пристального внимания правозащитников и надзорных и контролирующих органов. Не осталась она без внимания и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
 
20 июня 2018 года по итогам заседания СФ РФ Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству было поручено проанализировать законодательство и практику субъектов Российской Федерации, касающихся деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и связанные с реализацией ими полномочий, в том числе - по рассмотрению дел об административных правонарушениях. В рамках этого поручения при подготовке к очередным Парламентским слушаниям в Совете Федерации РФ 20 июня 2019 года активистами ОООЗС РВС под руководством юриста-эксперта РВС было подготовлено обобщение практики  Территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ  и применению иных принудительных мер воздействия.
 
Предметом исследования явились процессуальные документы (протоколы сотрудников полиции по делам несовершеннолетних (ПДН), протоколы и постановления территориальных КДНиЗП, аудиозапись и стенограмма заседания КДНиЗП г. Самары, решения судов), с трудом полученные активистами РВС от правоприменителей из 12 регионов Российской Федерации.
 
Из 75 документов 44 оформлены с процессуальными нарушениями, не отвечают требованиям ст. 28.2, 29.8, 29.10 КоАП РФ, то есть 58, 66% документов, из них - 100% протоколов ПДН об административных правонарушениях, 75% протоколов заседания КДНиЗП, 91,66% постановлений КДНиЗП об административных правонарушениях). 
 
Было выявлено, что в протоколах ПДН не расписывается состав правонарушения, как того требует ст. 28.2 КоАП РФ, событие административного правонарушения, записывается только диспозиция (общая формулировка) статьи или стандартные фразы: «злоупотребляет спиртным, в доме грязно, минимальный запас еды, в доме прохладно», в то время, как «неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» - это длящееся правонарушение, состоящее не из единичного проступка, а ряда подобных действий, свидетельствующих, что родители умышленно не исполняют свои обязанности: не заботятся о ребёнке, не обеспечивают его питанием, одеждой, не прививают ему нормы и правила поведения, препятствуют его обучению в учебном заведении, эксплуатируют ребёнка, оказывают своим поведением, например, систематическим употреблением спиртных напитков, наркотических средств без назначения врача, отрицательное воздействие на ребёнка.
 
Получая подобные некачественные протоколы, КДНиЗП не возвращают их для устранения недостатков, а «засиливают» безграмотность «коллег», зачастую, сидящих на тех же заседаниях-судилищах бок о бок в качестве членов комиссии. То есть, созданный орган (КДНиЗП) легитимирует круговую поруку органов системы межведомственного взаимодействия, куда входят представители всех учреждений и организаций, сопровождающих человека с самого рождения: там и врачи-педиатры, воспитатели дошкольных заведений, учителя, службы социальной защиты, полицейские, органы опеки и попечительства.
Из цепких рук «межведа» не так-то легко вырваться профессиональному юристу, что же говорить о родителях, смертельно напуганных отобранием ребёнка: они подписывают, иногда не глядя, всё, что им подсовывают «заботливые» «защитники прав детей», признают вину в том, в чём фактически не виноваты, «добровольно» под психологическим воздействием передают своих детей в социально-реабилитационные центры (СРЦ) на «реабилитацию», после которой зачастую приходится лечить ребёнка у невропатологов и посещать психологов. При чём, не факт, что удастся выцарапать ребёнка из СРЦ без помощи активистов-общественников или профессиональных юристов.
 
Что характерно, за шесть лет работы ОООЗС РВС ни разу в поле зрения активистов не попадал какой-либо представитель многочисленных фондов «защиты детей», получающих немалые гранты от государства, в качестве защитника незаконно отобранного ребёнка. Возникает вопрос: от кого фонды защищают детей? И напрашивается ответ: согласно немеряному количеству «методических рекомендаций», списанных с зарубежных аналогов, -  от родителей.
 
Судя по исследованным протоколам заседания КДНиЗП, председатели комиссии, секретари комиссий в принципе не знают, что такое процесс по административному делу, каким законом он регламентируется, главу 29 КоАП РФ, видимо, не читали, не то, что забыли.
В двух протоколах заседания КДНиЗ значится, что председательствующий разъяснил присутствующим, в чём обвиняется «нарушитель» и, не давая слова этому «нарушителю», не исследуя каких-либо доказательств по делу, предложил членам комиссии высказаться и проголосовать. Что характерно, слово не давали не только «подсудимому», но и прокурору для дачи заключения по делу.
«Нарушитель», конечно же, был наказан, с чем прокурор согласился. Бездействие прокуроров там, где нарушения законодательства очевидны, удручает, поскольку свидетельствует о явной некомпетентности представителей главного органа, осуществляющего надзор.
 
Постановления КДНиЗП о наказании матерей выносились за следующие «административные правонарушения»:
1. Не погасила задолженность по питанию в детсаду, не выполняет требования  по выходу семьи из социально-опасного положения, по оздоровлению обстановки в семье»;
2. Не заботится о физическом, психическом, нравственном и духовном развитии ребёнка;
3. Малолетние проживают в квартире, где отключена электроэнергия, жизненно необходимая ребёнку. Ребёнок не посещает дошкольное учреждение, мать не обращается в управление образования для поступления ребёнка в детский сад;
4. Систематически употребляет спиртные напитки, конфликтна;
5. Пришла за ребёнком в алкогольном опьянении, курит в квартире;
6. Отсутствуют спальные места, спят на матрасе и  переноске, малолетний (авт.: месячный) ребёнок не прикреплён к поликлинике и не зарегистрирован по месту жительства, средний не посещает детский сад;
7. У гр… сломана нога, за мед. помощью она не обратилась, продуктов питания минимальный набор, злоупотребляет спиртным;
8. В присутствии детей устраивает скандалы, употребляет спиртные напитки;
9. У ребёнка дефицит массы тела, не наблюдается у врача (авт.: привлекается мать пятерых детей, одиночка).
 
Ни по одному из перечисленных дел не должно было выноситься постановление КДНиЗП о наказании по части 1 ст. 5.35 КоАП РФ. При наличии оснований, с семьями должна была проводиться индивидуальная профилактическая работа или оказываться соответствующая социальная помощь, в том числе, материальная.
 
Вместо помощи и объективного разбирательства немалое число КДНиЗП доказывают, что российское законодательство на группу граждан под названием «родители» не распространяется. 
 
Согласно данным мониторинга, проведённого комитетами Совета Федерации РФ, в 2018 году территориальными КДНиЗП рассмотрено в отношении родителей 517 018 дел об административных правонарушениях. Из 2872 решений КДНиЗП, обжалованных в 2018 году в суд, 71% были отменены, то есть родители пострадали напрасно. А что же произошло с теми 514146 гражданами, не обжаловавшими постановления о наказании, а главное – с их детьми?
 
В ходе Парламентских слушаний в Совете Федерации 20 июня 2019 года многими выступающими было высказано мнение, что рассмотрение административных дел по ст. 5.35 КоАП РФ необходимо передать в суды.
 
Это предложение представляется разумным, соответствующим Конституции Российской Федерации и законодательству, регламентирующему рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении совершеннолетних.
 
 
Дела по части 1 ст. 5.35 КоАП РФ должны рассматриваться судьями районных судов в силу их особой значимости, затрагивающей права не только родителя, но и его несовершеннолетнего ребёнка.
В случае внесения изменений в законодательство, будет устранена дискриминация родителей, которым в настоящее время фактически закрыт доступ к правосудию.
 
Виноградова Л.Н.,
член Общественной палаты РФ