По новым ФГОСам Минобр вводит обязательное изучение двух иностранных языков.
Эту новость Ливанов объявил накануне первого сентября, и она упала как снег на голову. Новые ФГОСы уже как бы действуют, и это значит, что пятиклассники уже сегодня должны выбрать второй иностранный язык, соответствующие уроки должны стоять в расписании, нужные учителя должны быть приняты на работу и т. д.
Но в школах обо всем этом — ни сном ни духом. ФГОСы, видите ли, "хотя уже и действуют", но будут "вводиться поэтапно" в течение нескольких лет.
Последнее время все свои новации Минобр предваряет "общественным обсуждением и апробацией". Здесь же этот принцип вызывающе нарушен. Почему?
Главное, потому что бредовость этого нововведения очевидна. Иностранный язык — одно из самых слабых мест нашей массовой школы. В 90-е годы в преподавание языков были внедрены закордонные учебники и методики, по которым (в отличие от наших) невозможно учиться самостоятельно.
Это значит, что школьник, отставший от класса, даже при большом желании не в состоянии наверстать упущенное без помощи репетитора. А дети имеют обыкновение болеть и отставать и в итоге массово выпадают из учебного процесса.
Отмена выпускного экзамена по языку (теперь вместо него — вступительный ЕГЭ для желающих) устранила для учителя — необходимость учить всех, а для ученика — необходимость учиться.
В выпускном классе иностранный зачастую вообще не преподают, ибо подавляющему большинству он для поступления в вуз не нужен. Средний абитуриент неязыковых специальностей иностранного языка практически не знает. Это норма.
И в такой ситуации вводится второй язык. По принципу: не можем научить одному, так будем учить двум. Ну и конечно, возникает вопрос: за счет чего? Здесь ответ ясен — безжалостно урезают часы на математику, физику, химию, биологию. Новость ожидаемо вызвала широкий протест, ведь у школ для реализации очередного прожекта нет ни средств ни кадров.
Итак, перед нами яркий образец "управления", когда суют палку в муравейник с целью посмотреть, "как там букашки забегают". Такой стиль руководства говорит о неустранимых противоречиях между управляющим и объектом управления, когда оба думают друг о друге одинаково: "Чтоб ты сдох!" Результатом может быть или смерть образования, или социальный взрыв. Похоже, что хозяев минобровского гадюшника устраивают оба варианта.
Дарья Иванова