Похоже, что весь смысл деятельности наших реформаторов в образовании за последние два десятка лет проходит под девизом «Сделай еще хуже!» То есть с точностью до наоборот словам известной клятвы Гиппократа в медицине «Не навреди».
К таким выводам приходишь после ознакомления с нешуточными заявлениями Константина Зискина на пресс-конференции в представительстве «Интерфакса», прошедшей 28 апреля текущего года. Если сам директор института «Высшей школы образования» говорит, что в ближайшей перспективе из средних учебных заведений уйдут за ненужностью отметки, классы, уроки, замечания в дневнике и вызовы родителей для беседы с учителем, тогда, на мой взгляд, то, что останется, Школой уже не будет…
Хотя, учитывая, сколько уже многочисленных экспериментов, не достигнувших положительного результата, переживали российские школы, благодаря неугомонности чиновников из Минобра, до таких идей, поражающих своей абсурдностью, оставалось недалеко.
Но почему в роли «подопытных кроликов» всегда оказываются наши дети и учителя? Как можно слепо перенимать и внедрять одну за другой западные технологии, не проанализировав их недостатки и степень пригодности и полезности для учебных учреждений РФ, жестко ломая при этом традиционные стандарты?
Внедряются новые ФГОС, под воздействием реформ меняется тип выпускника общеобразовательной школы, идет трансформация критериев «качества образования», коренным образом трансформируется вся организация учебного процесса.
Как утверждают профессор В.С. Сенашенко и доцент РУДН Г.Ф.Ткач в своей статье «Системы оценки академических достижений учащихся как инструмент управления и контроля», отказ от исторического и национального контекста образовательной деятельности ведет к смещению целевых ориентиров, более того, ставит под сомнение эффективность современной системы оценивания, правомерность использования параметров, по которым определяются академические достижения учащихся («Высшее образование в России» № 10, 2013 г.).
Заметим, что в России уже с начала 2000-х годов чиновники министерства образования понемногу стали раскручивать идею о трансформации российской оценочной системы, поглядывая на Запад. И в настоящее время, не остается незамеченным тот факт, что в проводимых реформах просвещения минобр все активнее продвигается к интеграции отечественной системы в единое Европейское пространство образования, где в подавляющем большинстве государств приняты совсем другие системы оценивания результатов учебы.
Отметки есть во всех школах мира, но с древнейших времен они существенно изменились. Раньше в Древнем Египте ученикам давали одну палочку за посредственный ответ и две – за полный, точный. Впоследствии эти палочки учитель стал просто чертить на пергаменте школяра.
В период становления российского образования в XVIII веке знания учащихся оценивались по пятибалльной шкале: «успехи слабые», «успехи посредственные», «успехи удовлетворительные», «успехи хорошие» и «успехи отличные». С 1916 года отметки то полностью отменялись, то снова имели место быть. Решением СНК СССР в 1935 году была утверждена дифференцированная пятибалльная система оценки через словесные отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно» «плохо», «очень плохо»). А в 1944 году словесные отметки были заменены цифровой пятибалльной системой оценок, которая и сегодня остается общепринятой в РФ в большинстве учебных заведений.
В соответствии с инструкцией Управления начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР, утверждённой Народным комиссаром просвещения РСФСР 29 февраля 1944 года, установлены следующие критерии оценивания учащихся:
Оценка |
Описание |
«5» |
Балл «5» ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок. |
«4» |
Балл «4» ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки. |
«3» |
Балл «3» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки. |
«2» |
Балл «2» ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки. |
«1» |
Балл «1» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала. |
А что же в других странах?
В школах некоторых городов России уже проходит апробация новой буквенной оценочной системы по типу американской, так называемые «пилотные» проекты. Одной из таких пилотных площадок государственного автономного учреждения АОИ ОО по демонстрации инновационного опыта «Школьная система оценивания образовательных результатов обучающихся в условиях внедрения ФГОС ОО» стала средняя общеобразовательная школа в п.Урдома Ленского района Архангельской области. Срок действия проекта с 01.09.2012 до 30.06.2017 года.
Урдомская школа стала экспериментальной по внедрению Глобального образования. Известно, что посыл идет от Архангельского института повышения квалификации педагогов. В этом институте есть представители Финляндии и США. Если все пройдет успешно, то в 2017 году подобные изменения охватят все школы России.
01.09.2012 года руководство школы в 1-4 классах начальной школы изменяет государственную оценку «1, 2, 3, 4, 5», применяемую в сфере образования Российской Федерации, на буквенную систему оценивания «A, B, C, D, F», применяемую в системе образования США.
01.09.2013 года учащиеся 5-6 классов переводятся на систему оценивания «A, B, C, D, F».
01.09.2015 года учащиеся 1-5 классов филиала школы переводятся на систему оценивания «A, B, C, D, F».
Общее количество классов, переведенных на систему оценивания «A, B, C, D, F», составляет 23.
Предварительного согласования с родителями о переходе на новую систему оценок не было, их поставили перед фактом на первом в учебном году родительском собрании. Далеко не все родители, привыкшие к традиционным отметкам, радостно приветствуют такие нововведения.
Оказывается, теперь, согласно новым ФГОС, каждая школа сама вправе устанавливать свою внутреннюю систему оценивания.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.....
Анита Северная, РВС.