Краткое описание фильма: В 1982 году в надежде установить контакт с внеземной жизнью НАСА запустило временную капсулу, содержащую изображения и кадры земной жизни и культуры. Тем не менее инопланетяне воспринимают послание как объявление войны и нападают на Землю, используя модели из аркадных игр 80-х годов, включая змейку, Pac-Man и Donkey Kong. Президент Уильям Купер обращается к своему другу детства и чемпиону по аркадным играм Сэму Бреннеру. Бреннер решает собрать группу ретрогеймеров, чтобы противостоять пришельцам (источник).
Фильм «Пиксели» отсылает к одноименной короткометражке 2010 года. Однако, несмотря на многократное цитирование короткометражки (именно так, авторы умудрились вытащить кучу цитат из двухминутного ролика), посыл картины-2015 ей прямо противоположен. В короткометражке рассказывается об опасности жизни в виртуальном мире игр, о том, что он может в конце концов совершенно разрушить реальный мир.
.Реальный мир конкретного индивида он уже успешно разрушает. Игровая зависимость – болезнь вовсе даже не придуманная, приравниваемая многими учеными к алкогольной и наркотической зависимости.
Игра, фантазия уже перестали быть тем, что помогает человеку, что позволяет ему сконструировать реальность, попробовать себя в ней, прожить ее и перенести затем полученный опыт в жизнь. Теперь мир фантазий начинает подменять реальность, отнимать у человека способность жить настоящей жизнью.
Фильм 2015 года – это просто ода компьютерным играм и виртуальному миру. Возрастной рейтинг позволяет смотреть этот фильм детям с 6 лет. О чем он рассказывает детям ( и взрослым) ? О том, что именно те, кто часами сидит за клавиатурой – не трудится и не учится преодолевать трудности, кто убивает, не боясь умереть, кто уверен, что можно стать героем, нажав кнопочку и ничем при этом не жертвовать – именно они и есть главные окончательные герои жизни. Геймеры-беглецы от реальности во главе с Адамом Сендлером в роли главного неудачника, переродившегося в героя, в итоге спасают мир.
Словом, авторы фильма врут детям. Вроде бы внушая полезную и важную мысль о необходимости личностного развития, преодоления себя, своих страхов и комплексов, они восхваляют образ жизни, который абсолютно противоположен вектору этого развития. Для того чтобы преодолеть себя, надо столкнуться с реальными трудностями, с реальной собственной слабостью, увидеть собственную неспособность справиться с этими трудностями. Только тогда, через разочарование и желание сделать громадное усилие над собой и придет способность преодолевать себя.
Опасность приобщения детей к виртуальному миру заключается не только в увеличении риска появления зависимости. Многие исследователи считают, что у таких детей совершенно специфическим образом формируются познавательные процессы. Процитирую психолога, профессора, доктора психологических наук, старшего научного сотрудника отдела организации научно-исследовательской работы ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России" Раду Грановскую, рассказывающую о том, что такое клиповое мышление. Она пишет, что с одной стороны такому типу мышления свойственна «…Очень большая скорость включения. Они обладают возможностью одновременно читать, посылать смс, звонить кому-то». А с другой: «Люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий логический анализ и не могут решать достаточно сложные задачи… И здесь я бы хотела обратить внимание на то, что сейчас происходит интересное расслоение. Очень небольшой процент состоятельных и профессионально продвинутых людей обучают своих детей преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта. То есть, по сути, дают им образование по старому принципу, который способствует формированию последовательного, а не клипового мышления. Яркий пример — основатель компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома». Жители Кремниевой Долины, ученые и инженеры-компьютерщики часто вообще не подпускают своих детей к компьютеру до 15 лет.
«Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут», – говорит Грановская.
Ну а фильм «Пиксели» сделан не для элиты. Единственное, что остается в голове после его просмотра – это мысль о том, какая же классная вещь эти компьютерные и видеоигры.
В фильме нет эпизодов со сценами жестокости и крови, нет постельных сцен, видимо, поэтому ему присвоен возрастной ценз 6+. Это, правда, не помешало авторам вписать в него достаточное количество скабрезных шуток. Один из друзей главного героя постоянно хлопает по заду лиц мужеского пола, а потом обретает себе виртуальную супругу (супруга?) – героиню виртуальной игры, в которую превращается некое бесполое мультяшное создание. Абсолютно бредовый эпизод, дающий тем не менее неопытным и ничего не понимающим детям очень специфические представления о любви. Снова повторю свой тезис, что для детей не бывает исключительно развлекательной продукции. Она всегда для них обучающая.
«Да это же была шутка», – скажете вы. А я отвечу, что шутка не смешная, сколько бы фильму ни присваивали странных классификаций, типа "панк-оперы" или любой другой. А во-вторых, фильм смотрят дети. Они не поймут взрослых "приколов", они воспримут все всерьез. Как далеко должно зайти желание авторов заработать на максимально широкой аудитории? В целом фильм поверхностный даже по голливудским стандартам. Ни уму, ни сердцу.
Жанна Тачмамедова, РВС.