Форум «Таврида»: материализация грантов и раздача слонов

Русская культура, несмотря на то, что всегда тяготела к западным веяниям, тем не менее отторгала многие заграничные прелести. Для нашей интеллигенции всегда были важны нравственные критерии, исходя из которых и оценивались все новшества. Большое влияние на русскую культурную традицию оказал Белинский, которого философ и богослов Сергей Булгаков по праву называл «отцом русской интеллигенции». Именно Виссарион Григорьевич поставил во главу угла моральные ценности: «Что мне в том, что я понимаю идею, что мне открыт мир идеи в искусстве, в религии, в истории, когда я не могу этим делиться со всеми, кто должен быть моими братьями по человечеству, моими ближними по Христе, но кто — мне чужие и враги по своему невежеству? Что мне в том, что для избранных есть блаженство, когда большая часть и не подозревает его возможности? Прочь же от меня блаженство, если оно достояние мне одному из тысяч!»

Такой моральный максимализм во-многом определил развитие отечественной культуры, примером чему можно назвать жизнь и творчество Льва Толстого. Называя его «великаном совести», Луначарский предельно емко определил борьбу за идеалы справедливости и братства как смысл жизни русской интеллигенции: «Когда ложная цивилизация старалась спрятаться за достижения науки или искусства, он не останавливался перед тем, чтобы разбивать и их: — правда, равенство, любовь выше всего, и там, где этого начала нет, — никакие завоевания науки, никакие прелести искусства не подкупят меня и не заставят меня перед ними преклониться».

Если мы обратимся к сегодняшнему дню, когда с высоких трибун говорится о необходимости сохранения и развития российской культурной традиции, то что мы увидим? На какой почве предлагают власть предержащие развивать духовные ценности, как сохранять их, передавая из поколение в поколение?

В современной России существуют многочисленные ведомства, имеющие отношение к культуре, в том числе и такие, которые формируют духовные ценности у подрастающих поколений. Среди них есть «Роскультцентр» (входит в «Росмолодежь»), занимающийся организацией всероссийского молодежного образовательного форума «Таврида». Как утверждают устроители, этот форум — «отнюдь не фешенебельный отель с морем на Лазурном берегу, это полевой формат». Попасть на мероприятие можно только пройдя особый конкурс, предназначенный для отбора самой талантливой российской молодежи. На дворе уже не 19-й или 20-й век, а 21-й и потому, наверное, таланты к участию в конкурсе стимулируются наиболее эффективным в наше меркантильное время способом — грантами. Ведь материальный достаток в современном обществе является одним из главных критериев успешности.

Согласно официальной информации, «Таврида» формирует профессиональные сообщества, содействует самореализации и продвижению молодых людей, воспитывает у них стремление к сохранению культурного наследия и создает новые традиции. На форуме несколько смен, и наибольший интерес для понимания того, какие культурные традиции будут формироваться в ближайшем будущем в обществе, представляет литературная и театральная смена. Она прошла с 9 по 15 августа 2018 в Крыму, в селе Стерегущее. Для участия в ней устроители мероприятия отобрали 450 талантливых студентов и молодых работников культуры в возрасте от 18 до 30 лет.

На форуме действовал строгий распорядок дня: занятия, прием пищи и даже купание в море — строго по расписанию. Для понимания того, какая атмосфера окружала молодых талантов, можно привести несколько примеров. Они касаются как содержания занятий и формы их проведения, так и способа организации досуга. Так, среди обязательных для участия мероприятий были: «приветственный квест-нетворкинг» и «трэнд-сессия: iPhone, iWatch, iPad: будет ли iТеатр и iКнига?». Названия мероприятий сами по себе весьма показательны и страшно далеки от проблематики духовной и социальной, зато близки потребительской. Возможно, это приобщает обывателя к культуре. Вопрос — к какой?

В целом весь официальный язык форума наполовину состоял из немотивированных англицизмов (например, беседки назывались харпами), а из динамиков на территории форума с утра до вечера играла танцевальная поп-музыка. Симптоматично, что слоган форума «Всё будет Таврида» лишен нормального русского падежного окончания и представляет собой кальку с рекламы «Всё будет Coca-Cola». На вечерних концертах, совмещавших элементы дискотеки, караоке и ток-шоу, присутствие всех участников форума было строго обязательно. Фактически, вместо того, чтобы способствовать профессиональному и культурному развитию молодежи, на форуме «Таврида» ей навязывались ценности, вкусы, речевые и поведенческие стереотипы американизированных подростков.

Форум «Таврида». Приветственный квест-нетворкинг.

Если рассматривать содержательную часть мероприятий, то она тоже не блещет глубиной и оригинальностью. Приветственный квест-нетворкинг — это командная игра, направленная на сплочение коллектива. Она состояла в беге по территории форума и выполнении нехитрых заданий. На «трэнд-сессии: iPhone, iWatch, iPad: будет ли iТеатр и iКнига?» в качестве спикера выступал юморист Евгений Петросян. Артист говорил про все, кроме основной темы, — шутил про «секс по смс» и сожалел о том, что электронные книги портят зрение. Остальные спикеры также темой не владели — никто из них так и не смог ответить на вопрос из зала, что же такое iТеатр.

Вспомним, на «Тавриду» едут не ради сомнительных по содержанию занятий или банальной тусни. Туда едут за грантами. В рамках форума был проведен конкурс грантов на проекты в области культуры. Самый крупный грант в размере миллиона рублей получил проект литературной резиденции, где молодые авторы будут учиться искусству слова у таких одиозно-либеральных и русофобских (эти слова, похоже, уже стали синонимами) «мастеров», как Дмитрий Быков и Вера Полозкова. Также комиссия отметила проекты «Смерть и чипсы», удостоился гранта проект digital-издательства, которое будет выпускать комиксы и видеоигры. Много ли выиграет русская культура от таких проектов, вопрос риторический. По всей видимости, «правильное» освоение бюджета куда важнее каких-то абстрактных духовных ценностей.

Другим подтверждением того, что в понимании чиновников от искусства творческий процесс основан лишь на удовлетворении личного интереса творца, явились высказывания организаторов мероприятия. Выступая в качестве модератора «трэнд-сессии», директор форума Сергей Першин отметил, что целью искусства может быть заработок или самовыражение. Очевидно, что мысль о том, что искусство может служить не только личным интересам, директором никак не допускалась.

Между тем молодежная политика в современной России подразумевает воспитание патриотизма. На «трэнд-сессиях» и творческих встречах поднимались патриотические темы, но очень робко, с оговорками — так, как будто аудитория априори должна относиться к этим темам скептически, а спикеры стесняются возложенной на них обязанности. В микрофон звучали высказывания о том, что в России всего два с половиной гения, Россия — самая ленивая в страна в мире согласно всем статистическим данным (о каких данных идет речь, «эксперт» Александр Максимов умолчал).

«Трэнд-сессии», грантовый конкурс и даже работа некоторых образовательных школ (например, школа «театр поэтов» Влада Маленко) были ориентированы на шоу, модные тенденции информационной среды и шумиху, а отнюдь не на культуру, образование и профессиональное развитие. Когда одна из участниц форума напрямую обвинила в этом продюсера, директора форума Сергея Першина, тот признался: «Таврида — не образовательный форум. Вы здесь собрались, чтобы попиариться, познакомиться, для коммуникации». Это лишь дополняет вышеприведенное его высказывание о приоритете личного интереса, который должен главенствовать у подрастающих мастеров искусства и культуры.

Конечно, направленность форума «Таврида» соответствует объективным мировым тенденциям и с ними ничего не поделаешь, если бы не возмущение многих участников форума и не законы Российской Федерации: «Угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей … путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности … а также снижение роли русского языка в мире...» (Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», п. 79).

Проблема, по большому счету, вовсе не в том, что дух форума не соответствует букве закона. И она тем более не в том, что должна быть устроена «правильная» раздача грантов. Пока приоритет личного интереса будет преобладать над общественным благом, никакие кульбиты «Роскультцентра» не прикроют провала российской культурной политики. Политики, основы которой были заложены не только постсоветским приобщением к западной «цивилизации», но и заявкой на поиск своих корней в русской культурной традиции. Сегодня уже очевидно, что все эти «поиски» оказались абсолютно чужды нравственному поиску Белинского и Толстого. Более того, они завели страну в болото глобальной посткультуры, выбраться из которого будет очень непросто.

 

Роман Якин