Функции чиновника глазами гражданина и глазами чиновника

Странное недопонимание случается иногда между гражданами и должностными лицами. Рассмотрим пример — недавнее общение родителей, возмущённых закрытием кружков и самого одного из старейших в Москве Центров Детского Творчества (ЦДТ), и руководителя Департамента образования г. Москва г-на И. Калины.

 

Родители осознали: в результате присоединения ЦДТ к лицею № 1533 (присоединение, мягко говоря, совсем не по профилю) от этого ЦДТ ничего не останется (собственно, уже не осталось: педагоги уволены еще в апреле, а уникальные кружки держались именно на педагогах). При этом они выяснили, что присоединение прошло не только с нарушениями процедур, но и попросту на основе подложных(!) документов. Они не опустили руки: разобрались в законах, организовали пикеты. Департамент образования откликнулся (здесь и далее в виде цитат передаётся смысл, а не буквальный текст): «Что случилось?». Отвечают: «То-то и то-то».

 

И тут произошло самое интересное.

 

1. Департамент образования не стал вместе с родителями обсуждать ни законность, ни целесообразность реорганизации. Вопрос чиновника был наивен донельзя: «А чем детей-то обидели?». Учитывая, что кружки были натурально закрыты, кажется, что вопрос задал человек, который не понимает, какое отношение дети имеют к посещаемым им кружкам. Казалось бы, всё просто: детям (у которых есть живые и дееспособные законные представители) нужны кружки, причем не абы какие, а именно по вполне определенным понравившимся им авторским программам. А там уже, действительно, если вы хотите предоставлять образовательные услуги, — ищите каких хотите преподавателей, чтобы обеспечить требуемое, ибо клиент всегда прав. Выполнимость требуемого доказана опытом прошлых лет функционирования ЦДТ.

 

2. Департамент образования, похоже, имеет не вполне понятную сферу ответственности. Нет, сфера полномочий у него прописана четко, а вот какова его ответственность? За что конкретно он отвечает? Так, по-простому? Казалось бы, за образовательный процесс. Но тогда встают простые вопросы: сколько детей было в кружках ЦДТ в прошлом году? Сколько — в позапрошлом? Наверное, это всё в сфере компетенции Департамента? (А в чьей же еще? Как Департамент может управлять лицензированием образовательной деятельности без подобной информации?) А сколько детей записалось на новый учебный год? Какой прогноз, сколько еще дозапишется? Судя по словам самого Калины (да и по озабоченности родителей), запись на новый год идет очень плохо: найти информацию об этих кружках, как и собственно записаться, стало почти или полностью невозможно. Но раньше-то дети как-то записывались? Что изменилось? В чью сферу ответственности входит организация этих процессов (информирование и запись)? По логике простого человека, это сфера ответственности того органа, которому государство поручило управлять образовательным процессом в данном районе. В частности, нужно разместить все необходимые объявления, довести до сведения родителей, какие кружки есть, как в них записаться. При необходимости — изучить, откуда родители преимущественно узнают о кружках. И т. д. Но логика Департамента, судя по событиям, похоже, иная: обеспечить не поддержку процесса дополнительного образования, а его благовидное (т.е. с сохранением видимости законности и видимости заботы о детях) прекращение. Иначе бы не было саморазоблачительного намёка в стиле: «Если после нашей реорганизации вы не сможете записать своих детей через наш сайт на свои кружки, то кружков не будет». Раньше-то кружки были! Откуда тогда такая подчёркнутая забота об их ликвидации?

 

Очень хорошо, что родители организуются и борются с «подрывной деятельностью», подобной той, что вырисовывается в данном сюжете. Потому что, если раз за разом «проглатывать» обиды на действия чиновников, которые находятся за рамками адекватного управления (а порой и за рамками элементарной законности), терпеть и терпеть, то мы не только оставим наших детей без образования, медицины и всего на свете, но и попросту молчаливым попустительством доведём народное (читай — свое) подсознание до взрыва. Который грозит стать не просто «бессмысленным и беспощадным», но, с учетом реалий XXI века, отлично управляемым извне врагами нашего государства. Это вообще не самая благородная роль — скакать с отключенным мозгом, когда тебя дёргают за ниточки. Не задумываясь о том, откуда печеньки. Итог же совсем неприятный. В случае же России — фатальный.

 

Остаётся, однако, загадкой, о чём думает (в любом конкретном случае) соответствующий чиновник. Разве у каждого из них есть «запасной аэродром»? Или, может, он просто не думает? Ах, не хотелось бы, чтобы было именно так...

 

Говорят, если учёный не может за 30 секунд объяснить уборщице, чем он занимается, то он зря проедает бюджетные деньги. Думается, если чиновник может объяснить, за что он отвечает, по-простому (не в стиле: «реализует предусмотренные законом функции в сфере определенной компетенции в соответствии с установленными процедурами и регламентами»), а потом показать это на конкретных делах, то это хороший чиновник.

 

Возвращаясь к ЦДТ, очень надеюсь, что г-н Калина (как и его коллеги) — чиновник хороший, что все высказанные выше подозрения — лишь плод затянувшихся недоразумений, что все кружки, в которые дети реально ходили, вернутся, для чего всем уволенным педагогам будет предложена зарплата, достаточная для того, чтобы переманить их обратно (оттуда, куда им пришлось уйти), и что обо всём этом мы узнаем из небольшого видеоинтервью, которое г-н Калина даст тем самым инициативным родителям, встретившись с ними еще раз. А то сколько уже можно читать о разговорах родителей с Департаментом в письменных пересказах и печалиться о том, что намерения у чиновников, по их словам, благие, а дорога тем не менее ведет не пойми куда...