Геттоизация спорта или очищение от коммерции?

В последние годы широкое распространение получили неклассические виды спорта или даже околоспорта, такие как Workout. Организаторы и опытные участники данного движения подчеркивают свой антикоммерческий принцип тренировок, называя их образом жизни и даже философией. Некоторые участники называют свой «спорт» Ghetto workout, адресуя к истории создания данного движения.
 
Почему же Workout имеет такую большую популярность среди молодежи? Ведь государство не финансирует этот движение. Однако воркаутеров становится все больше.
 
Это специфическая уличная гимнастика, которую можно отнести к спортивной субкультуре. Гимнасты работают на турниках, брусьях, шведской стенке или просто на земле. В ходе тренировок основной упор делается на работу с собственным весом тела. Воркаутеры выполняют различные сложные гимнастические упражнения, требующие развития мышц рук, ног, пресса и плечевого пояса.
 
В основе тренировок лежат базовые упражнения ОФП — подтягивания, отжимания и приседания. Многие фигуры заимствованы из классической спортивной гимнастики на турнике и брусьях, но некоторые элементы оригинальны, и в упражнениях воркаутеров чувствуется нестандартный подход, который удивляет даже искушенного зрителя.
 
Workout направлен не на спортивные достижения, а на развитие человека и его здоровье, что исключает соревновательный элемент. Кроме этого, воркаутеры считают себя социально активными людьми, так как популяризируют свое движение в молодежной среде и борются за здоровый образ жизни.
 
Движение стало набирать популярность с середины 2000-х годов, когда появился широкий доступ к интернету. На специальных сайтах выкладывались видеоролики, и все желающие могли заниматься в рамках предлагаемой программы.
 
Некоторые опубликованные видеоролики назывались гетто-тренировки (Ghetto workout). Это связано с тем, что видеоролики публиковали афроамериканцы, проживающие в так называемых гетто-кварталах.
 
Во многих городах России власть обратила внимание на новое направление гимнастики и активно поддержала молодых людей, устанавливая специальные площадки со всеми необходимыми принадлежностями.
 
Магистр Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) по специальности «Управление проектами» Антон Кучумов заявляет, что Workout в России придумали он и еще два участника компании One More Day — Сергей Иванов и Данила Черкасов. По его словам, они тренировались в метро, так как зимой на улице холодно. Весной 2009 года на первые открытые тренировки пришли 15 человек, а осенью — уже 50 человек. В 2010 году произошел раскол на Ghetto и Street, так как слово «гетто» многих не устраивает.
 
Нужно отметить, что One More Day — это команда единомышленников, как они себя называют, которая стояла у истоков паркура и «гетто-воркаута» в России. Кучумов в 2010 году вышел из One More Day и является координатором портала WorkOut. Сохранившаяся команда компании развивает движение Ghetto workout.
 
«Мы идем вразрез с фитнес-индустрией и хотим возобновить культуру самостоятельных тренировок, для которых не нужны большие финансовые затраты», — отмечает Кучумов.
 
В настоящее время под его руководством работает магазин инвентаря для уличных гимнастов. Организаторы отмечают, что не хотят монетизировать проект за счет платных тренировок.
 
«Несмотря на аудиторию в 50 000 человек, нам пока не удалось привлечь рекламодателей, поэтому мы ищем другие способы монетизации», — отмечает Кучумов.
 
Почему воркаут стал столь популярным в молодежной среде?
 
«Тебе не нужен абонемент в фитнес-зал. Тебе не нужен тренер. Ты просто выходишь на площадку и пытаешься что-то сделать», — ответил на вопрос воронежец Иван.
 
Двукратный чемпион России по уличному фитнесу Максим: «Тут хорошая обстановка. Поговорить можно, позаниматься для души и подышать свежим воздухом».
 
«В селе ты не можешь заниматься роликами, скейтбордом. Даже брейк-дансом будет тяжелее заниматься, чем Workout, потому что турники и брусья есть везде», — считает уличный гимнаст Максим из Воронежа.
 
Движение получило очень широко распространение. Группы Workout существуют не только в областных центрах, но и в небольших городах. В городе Тайга Кемеровской области проживает 24 тыс. человек. Однако и здесь есть свои последователи Workout.
 
Один из гимнастов — Дмитрий почти три года самостоятельно тренируется на площадке спортивного стадиона. Он считает, что в городе можно привлечь много людей к движению, устанавливая площадки для простых людей. Молодой человек сам, на общественных началах, мог бы заняться подготовкой воркаутеров.
 
Дмитрий не раз обращался за помощью в администрацию Кемеровской области, в администрацию Тайгинского городского округа и даже в Совет Федерации. Однако во всех ответах говорится одно: «Строительство новых спортивных площадок не предусмотрено в связи со сложной экономической ситуацией в данный период времени».
 
Итак, тренировки бесплатные, тренера нет, турник есть везде и всё, что необходимо — это желание. Даже организаторы движения не хотят полностью коммерциализировать проект. Разве только частично — аксессуары, одежда с брендом и дополнительный инвентарь.
 
Оговорюсь, что для меня более привлекательны занятия на свежем воздухе на турнике и брусьях. Общение с турникменами мне ближе, чем с посетителями фитнес-залов, где контакт установить гораздо сложнее. Однако во всем движении или, как минимум, в его части (Ghetto workout) есть что-то тревожное.
 
Безусловно, движение интересное и необычное, но обращают на себя внимание истоки данной субкультуры — гетто тренировки. Что под этим скрывается?
 
В 2005 году в сети появился видеоролик «24 Hour Ghetto Workout», в котором один из организаторов движения Ghetto workout рассказывает об уличных тренировках. По его словам, Workout появился потому, что у людей не было денег, чтобы заняться платным фитнесом. Поэтому парни используют в качестве снаряда все, что их окружает — фонари, автобусные остановки, заборы, автомобили и пр. В комментарии к видеоролику на Youtube написано: «показаны различные способы тренировки в гетто».
 
Гетто — это части городов, отведенные под принудительное поселение особой категории людей, которые дискриминируются по какому-либо признаку. Американцы называют гетто районы проживания афроамериканцев. Однако полноценным гетто, в классическом понимании этого слова, такие районы не являются.
 
В настоящее время основными признаками современного гетто является маргинализация жителей таких районов. Уровень образования, культуры, доходов, профессиональной квалификации, качества жизни у жителей гетто XXI века очень низкие. Гетто также называют трущобы в крупных городах Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки с сильной маргинализированной социальной средой.
 
В случае с Workout данный принцип переносится в сферу физической культуры или субкультуры. Ghetto workout изначально зародился как спорт для бедных. Возможно, в настоящее время в России от этого принципа перешли к чему-то другому. Организаторы движения заявляют, что идут вразрез с существующей коммерческой фитнес-индустрией. Однако, если в основе лежит всё тот же спорт для бедных или гетто-спорт, то это очень плохо.
 
Участники движения мне могут возразить и сказать, что если физическая культура в современном мире превращается в физическую коммерциализированную антикультуру, то субкультура Ghetto workout — не так уж и плохо.
 
Безусловно, коммерциализация спорта не оставляет выбора для малоимущих слоев населения. Ghetto workout лучше, чем наркотики, алкоголь или зависимость от компьютерных игр. Однако гетто само по себе оформляет социальное неравенство людей и выстраивает между ними преграды. С одной стороны, нам как бы говорят: «Нормальные люди купят абонемент и будут ходить в фитнес и займутся нормальным спортом, а беднота пускай покачается на турниках». Уличные гимнасты, в свою очередь, отвечают, что они выглядят намного лучше, чем те, кто занимается в спортзале, и абонемент в фитнес им даром не нужен. Более того, Ghetto Workout становится привлекательным, он становится образом жизни.
 
Вдумаемся, гетто становится привлекательным. Для чего? Почему нельзя назвать движение Street gymnastics (уличная гимнастика)? Решение Кучумова мне вполне понятно — Street workout более привлекательное название. Но ведь дело не только в словах.
 
Организаторы могут возразить и сказать, что слово «гетто» — это всего лишь название, взятое у американцев, что никакого отношения к реальному гетто оно не имеет. Может быть, это и так, но в реальности мы видим оформление двух миров: мира людей с достатком и мира бедных, который также приобретает привлекательные черты, а значит — усмиряет протест его обитателей против своего положения. Кроме мнений и позиции организаторов, которые стремятся наполнить движение позитивным конструктивным и мне близким смыслом, существуют общественные процессы в России и мире. Ghetto workout и другие виды альтернативного спорта или околоспорта вписываются в эти процессы определенным образом.
 
Не является ли это шагом на пути оформления неравенства людей по социальному признаку, который признается обеими сторонами? Мне кажется, что движение может стать как альтернативной созидательной молодежной средой, чуждой коммерческому духу (к чему стремятся организаторы), так и гетто-средой, со всем набором характерных черт (чему способствуют социальные процессы).
 
Если государство не поддерживает массовый спорт и перестает организовывать людей в сфере физической культуры, то молодежь начинает заниматься чем-то далеким от спорта либо организовываться самостоятельно (Workout). Очевидно, что за спорт люди не должны платить существенных денег. Это сфера государства. Она должна финансироваться за счет бюджета. Однако если спорт — это услуга, то, опираясь на принцип laissez-faire, государство должно выйти из этой игры, что мы и наблюдаем. А как же здоровье нации? В стране прозападной элиты, которая использует свой властный инструмент для грабежа и устройства на Западе, нет места здоровью нации и нет места нации вообще.