Хроника борьбы за Центр детского творчества – 15 или Взгляд родителя и гражданина на реформу ЦДТ

В качестве продолжения предыдущей заметки, публикую статью Александра Зуйкова представителя родительского коллектива ЦДТ, за спиной которого Департамент образования Москвы вопреки процедурам, установленным законом провёл реорганизацию, присоединив старейшее учреждение дополнительного образования к лицею информационных технологий.

В Указе от 07.05.2012г. № 599 Президент РФ поставил задачу увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75 процентов. В Постановлении Правительства РФ от 23.05.2015г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы» предусматривается, что в эти годы будет реализован комплекс мер, направленных как на поддержку институтов дополнительного образования детей, в том числе региональных систем дополнительного образования, так и на распространение успешного опыта реализации современных востребованных образовательных программ дополнительного образования; важным приоритетом в рамках данной задачи станет развитие и внедрение новых организационно-экономических и управленческих механизмов функционирования системы дополнительного образования детей.

Так зачем же государству столь необходимо повысить уровень системы дополнительного образования? Дело в том, что в сегодняшнюю эпоху быстрой смены технологий, информации и появления новых знаний, должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетенций, готовности к переобучению.

Именно такие творческие навыки вырабатывает у ребят дополнительное образование. И ничем это заменить нельзя. От решения задачи повышения качества дополнительного образования и расширения числа детей, вовлеченных в эту сферу, по существу зависит будущее страны.

Минобрнауки выпустило «Методические рекомендации по решению задачи развития дополнительного образования». А в письме от 11.06.2015г. № ВК-1545/09 о недопустимости свертывания системы организаций дополнительного образования детей, указывается на то, что реорганизация или ликвидация организации дополнительного образования допускается только на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. При этом необходимо обеспечить своевременное и полное информирование граждан о принимаемых решениях, организовать обсуждения на заседаниях органа коллегиального управления образовательных организаций и советах родителей, а также общественные обсуждения.

Министерство даже разработало федеральную форму статистического наблюдения № 1-ДО.

Ни одно из требований Минобрнауки при реорганизации ЦДТ на ул. Кржижановского 4а, выполнено не было. Педагогический коллектив Центра был против реорганизации.

Результат, как уже было сказано в предыдущей статье: набор на 2015/16 год сорван вместо занимавшихся в Центре 470 детей (по данным директора Лицея № 1533 Кравчук Т.П., а на деле количество занимавшихся детей было ещё бóльшим), в ЦДТ пришло 317 человек. Потеряли одну треть.

Ну где же здесь увеличение числа детей, развитие системы управления качеством реализации дополнительных программ, модернизация инфраструктуры дополнительного образования?

Между тем этот результат был предсказуем. Как нарочно, реорганизация была завершена не перед новым 2015 годом, а в конце учебного года перед летними каникулами. Специалисты, занимавшиеся ЦДТ много лет, потеряны (сокращены). Педагоги ушли на летние каникулы. Подготовкой к 1 сентября стало заниматься некому. Организация нового набора свелась к простому рецепту: ищи, если тебе надо, бывший ЦДТ в Интернете, правда, вряд ли найдёшь, так как ЦДТ ныне скрыт в составе Лицея № 1533 и отдельного сайта не имеет.

Хотя ведь можно было легко разработать и реализовать новые и совсем недорогие методы набора (да и применить уже оправдавшие себя старые, например, сохранить на время сайт ЦДТ).

Кто-то понадеется, что после родительского собрания всё изменится. Конечно, изменится и уже изменилось в «лучшую» сторону: перед калиткой у входа на территорию ЦДТ появился оптимистичный призыв на листочке формата А4: «Дорогие, уважаемые родители! Набор в ЦДТ продолжается». Ура!

Всё это не только не вызывает оптимизма, но и прекрасно характеризует уровень системы управления образованием в столице (не где-нибудь!).

Здесь хочется заметить, что если бы кто-то провернул такое в системе спортивных организаций столицы, это была бы его лебединая песня. Президент Российской Федерации такого не прощает. Секцию «Самбо-70» на пятом этаже нашего Центра, которую директор Кравчук грозилась выгнать, никто не тронул. Ситуация в образовании пока другая.

В пору закончить эту заметку ещё одной иллюстрацией:

Угадайте, где здесь наши дети в перспективе 2020 года? (А как похоже на 16 век! И хозяева до боли напоминают каких-то консультантов?).

Итак, вместо среднегодового роста в 15% имеем падение по набору в Центр на 45 пунктов уже в первый год после реорганизации.

Неплохо для начала. Консультанты будут довольны.

Россия давно известна на Западе своими научными достижениями и изобретениями в области прикладной инженерии, недостижимых и, как правило, дешевых и эффективных, технических разработок. Достаточно вспомнить Ломоносова М.В. (русского гения во многих областях науки и искусства), Нартова А.К. (изобретатель токарно-винторезного станка с механизированным суппортом, 17 век), Жуковского Н.Е. (теория современной гидродинамики и аэродинамики), Калашникова М.Т. (легендарного изобретателя автомата), Кошкина М.И. (лучший танк в мире Т-34), Курчатова И.В., Королева С.П., Сахарова А.Д. Это только то, что каждый может сходу назвать.

И вот представьте: в недалеком будущем российские школьники вновь начинают побеждать на международных олимпиадах по математике и физике. Консультанты теряют сон. Вполне возможно, какой-то российский ученый изобретёт этакие пси-лучи, позволяющие влиять на поведение человека. Подвешиваем излучатели на спутниках над Северной Америкой и Западной Европой. Можно кого-то и в России облучить. И жители этих материков становятся добрыми, теряют свою агрессивность и торгашество.

Похоже многих не устраивает такая перспектива.

Картина, конечно, фантастическая, но страна должна быть хорошо защищена, а жить в России должны образованные и культурные люди.

В этом наша миссия.

Светлана Моисеева, РВС.