И никто никому ничего не должен?

Персонифицированное финансирование дополнительного образования» (ПДФО). По поводу этого нововведения существуют разные мнения специалистов. Мы хотим предоставить слово родителю из Череповца, которая, столкнувшись с этой проблемой, решила не молчать. Публикуем её статью полностью.

«Если объявляется реформа, значит или
готовится грандиозное воровство из
казны, или уже состоялось».

Михаил Задорнов

За последние 10-15 лет развитие капитализма в современной России подошло к принципиальной развилке. Структура экономических отношений в государстве уже во многом поменялась. Пришло время принципиальных и важных социальных реформ – образования, здравоохранения, науки, коммунального хозяйства. Именно они должны перевести на капиталистические рельсы развития все общество. Не только экономику, но и весь уклад социальной жизни, который до сих пор в России во многом оставался прежним – созданным советским государством в системе социального обеспечения и гарантий. Ярчайшим примером подобного перехода к капиталистическим отношениям в современном обществе является внедрение новой модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (ПФДО).

С 01.09.2017 года и по настоящее время в ряде регионов России, а также в городе Череповце и Вологодской области, проводится эксперимент по внедрению этой системы. Программа разработана Агентством стратегических инициатив. Это автономная некоммерческая организация, созданная Правительством России, для реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах. В Череповце программа продвигается через Управление образования мэрии города Череповца и оператора – Благотворительный фонд «Содействие», на основании Приказа Департамента образования Вологодской области от 10 июля 2017 года № 2396 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Вологодской области».

За время, прошедшее с начала внедрения проекта, можно подвести первые безрадостные итоги разгрома слаженной системы дополнительного образования, которая функционировала на территории города Череповца.

С внедрением системы сертификатов с 01.09.2017 года, российские семьи и их дети ограничены в свободном получении всех видов дополнительных образовательных услуг, доступность которых гарантировала традиционная форма обучения. Ряд проблем, возникших при начале работы новой системы, привёл к коллапсу в работе муниципальных учреждений дополнительного образования. К концу августа 2017 года 4 550 сертификатов были выданы, остальным желающим в бесплатном доступе к обучению было отказано. Из-за искусственно созданного недобора учащихся, муниципальные образовательные центры не смогли сформировать полноценные группы по многим творческим направлениям. Администрация города с трудом выровняла ситуацию к концу сентября 2017 года, разрешив набирать в кружки детей не сумевших получить сертификат. В 2018 году ситуация повторилась. Каким образом были учтены и посчитаны все дети, которые желали бы обучаться, общественности никто не объяснил.

С 01.09.2018 года система выбора родителями и детьми формы посещения муниципального учреждения дополнительного образования: будут ли они учиться по сертификату или по традиционной системе – муниципальному заданию, практически свёрнута. Ведущий специалист отдела общего и дополнительного образования управления образования мэрии Череповца Наталья Ерохова заявляет о том, что от муниципального задания не отказались, но при анализе ситуации выясняется, что количество учебных заведений, в каких кружки ведутся по традиционной системе крайне незначительно. Получается, что декларируя финансирование двух различных систем дополнительного образования, на деле, практически безальтернативно, действует только система ПФДО. Населению навязаны сертификаты, не считаясь с нарушением прав родителей и их детей в получении бесплатного, доступного и вариативного доп. образования на основе социального равенства, закрепленного Конституцией РФ в статье 19, а также статьей 43 Конституции РФ, где гарантируется право на бесплатное образование и его общедоступность.

В новой системе сертификатов существует посредник – оператор Благотворительный фонд «Содействие». Очень удобная частная структура, которая не относится напрямую к государственным и муниципальным органам управления Вологодской области. Официального сайта у частной конторки нет. Есть обычная страничка «ВКонтакте», которая и содержит всю доступную родителям информацию. Дозвониться по заявленным телефонам для консультации сложно, поэтому люди выплескивают весь свой негатив на стене общения «Содействия». Родители возмущены отсутствием достаточного количества сертификатов и невозможностью оперативно зарегистрироваться в системе доступа к услугам ПФДО, но кого это волнует?!

Так как ситуация продолжала накаляться из-за невозможности получить детьми сертификат и продолжить обучение второй, третий или четвёртый год у любимого педагога в нужном учреждении, то на местах стали резервировать места и сертификаты за такими учащимися с начала лета 2018 года. В правилах ПФДО такой возможности не предусмотрено. Ситуация возникла из-за перераспределения финансирования и ухода от традиционной формы предоставления обучения (муниципального задания), что привело к нарушению 2 Главы Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», а именно, п. 3 «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Попав в затруднительную ситуацию из-за системной недоработки программы, не имея возможности навести порядок в выдаче сертификатов, соблюдая справедливое распределение их между заявителями, мэрия города Череповца выпустила постановление. Документ от 22.02.2018 года № 817, «Об утверждении программы внедрения персонифицированного финансирования дополнительного образования в городе Череповце на 2018 год» за подписью мэра города Е.О. Авдеевой. Пункт 2.5. гласит: «Сертификат дополнительного образования признаётся недействительным, в случае отсутствия заключённого договора об обучении между поставщиком образовательных услуг и родителем (законным представителем), детей в течение 20 календарных дней с даты подачи заявления, о включении в систему персонифицированного финансирования». Правилами ПФДО подобная инициатива на местах не предусмотрена. В результате эта мера ситуацию не исправила, так как не учитывала особенности жизни российских семей, что повлекло за собой ряд недовольных и не прибавило уважения к администрации в глазах населения.

Отсутствие вариативности системы ПФДО привело к ущемлению ряда социальных прав граждан:

Семьи не имеют свободного доступа к получению сертификатов. Срок подачи заявления крайне ограничен (несколько дней в году). Также сайт ПФДО не предоставляет возможности предварительного запроса о наличии мест в выбранном учреждении до получения сертификата.

Нет нужных курсов среди предоставляемых услуг по сертификатам (фольклор, народные ремёсла), так как не были сформированы группы из-за отсутствия требуемого количества учащихся (10-15 человек).

Отсутствие возможности вовремя записать ребёнка в желаемый кружок или секцию, где есть места. Особенно этот фактор влияет на детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как существуют возрастные ограничения для большого перечня кружков, что обесценивает для семьи наличие сертификата. Также обязательное сопровождение ребёнка взрослым, часто исключает возможность посещения учеником удалённых учебных заведений.

Система ПФДО не предоставляет возможность бесплатно водить ребенка в несколько кружков из-за ограничения в финансировании. Навязывается софинансирование или полная оплата второго кружка за счёт семьи. Наличествуют курсы, которые изначально дороже стоимости сертификата, что предполагает только вариант родительской доплаты.

Система жестко привязана к графику двух посещений в неделю, не учитывая специфики творческих и спортивных особенностей обучения, где зачастую требуется трёхдневное посещение или вариативное, что приводит к ухудшению итогового результата труда учителя и ученика.

Новая система обучения не предполагает наличия методической работы с преподавателями. Это повлекло за собой снижение подготовки педагогического состава. Обмен опытом между молодыми педагогами и учителями – стажистами, повышение квалификации в течение года, теперь заменены «здоровой финансово-экономической конкуренцией». Отброшены принципы воспитания творческой всесторонне развитой и гармоничной личности. Преподавателям предложен вариант – кто больше детей себе наберет, тот востребован системой и получит больше денег. Индивидуальный подход к ребёнку системой не учитывается.

В учебных учреждениях оптимизированы и убраны все помещения, где располагались образовательные выставки и работы учащихся в течение года. У детей отнят стимул в повышении профессионализма в творческих специальностях. Предлагается создание выставочных и творческих площадок в интернете.

Все вышеперечисленные проблемы приводят к умалению законных прав и свобод российских семей, на получение ранее доступной и бесплатной услуги в нарушение Статьи 55 Конституции РФ.

Также новая система не отслеживает посещаемость занятий детьми. При условии, что деньги личных сертификатов уже выделены на выбранный образовательный курс, учителя и руководство не заинтересованы в объективной картине посещаемости. Также система не прозрачна для общественного обсуждения, так как доступ к ней имеют только люди, получившие сертификат или сотрудники, работающие в сфере дополнительного образования.

Подкуп верхушки рабочего класса капиталом известен нам еще с работ К. Маркса в 19 веке. Аналогичная ситуация складывается сейчас в свете проблемы дополнительного образования. Меньшая часть преподавателей, которая ведёт курсы по современным и востребованным направлениям (робототехника, 3Д-моделирование, современные танцы, иностранные языки), смогут сформировать группы по 10-15 человек и больше. При графике по два занятия, два раза в неделю, при оплате по сертификату, они выиграют в зарплате на определённом этапе у своих коллег. Данные специалисты не будут заинтересованы в отстаивании общей позиции равенства при распределении работы и оплаты труда, но дальнейший вопрос о финансовой индексации также ни кем не рассматривается. При общей мировой финансовой нестабильности не удивит картина очередного падения рубля в ближайшее время, что естественно повлечёт за собой обнищание населения. Проблемы, поставленные новой системой перед российскими семьями, приведут к тому, что из-за недофинансирования дополнительного муниципального образования, уже в ближайшее время сократится количество преподавателей (не смогут набрать группы, либо уйдут из-за личного протеста), что приведет к сокращению рабочих мест и повлечёт закрытие детских центров. Учителя будут вынуждены набирать детей в платные группы, либо создавать свои учебные организации, как предприниматели.

Примером тому служит большое количество детских центров в городе, куда уходят педагоги. Бесплатное дополнительное образование на наших глазах окончательно становится сугубо элитарным. Но самое ужасное в новых стандартах то, что отмирает народная традиционная культура и фольклор. Количество детей, которым интересно такое направление творчества, мало. Этот интерес требуется прививать и беречь. Теперь при переходе на платную основу, народное творчество, как отдельное направление в обучении, уйдет совсем, так как не выдержит конкуренции с более востребованными современными видами курсов. Русской народной национальной культуре, как и другим, наносится смертельный удар. Данный эксперимент, причиняет невосполнимый урон системе дополнительного образования наших детей и нашему будущему.

Учитывая развитие России в последние двадцать пять лет по пути капитализма, не стоит сомневаться в том, что социально-ориентированная политика будет уничтожаться любыми способами. Введение сертификатов – это один из вариантов лишения населения доступного образования. Возникает один и закономерный вопрос – зачем нашему правительству во главе с Д.А. Медведевым потребовалось создавать очередную точку напряжённости в государстве? Как высказался глава Сбербанка Г. Греф: «Люди не хотят быть манипулируемы, когда имеют знания». Замалчивание сложившейся ситуации обществом, в дальнейшем приведёт нас к деградации не только в образовании, но и к разрыву традиционных скреп семьи, к чему стремится глобализм.

И как горько и современно звучат в нашей действительности слова Федора Достоевского: «Одна из характерных черт русского либерализма — страшное презрение к народу. Русскому народу ни за что в мире не простят желания быть самим собой… Одно мне кажется несомненным. Дай всем этим современным «высшим учителям» разрушить старое общество и построить всё заново, то выйдет такой мрак, нечто грубое, слепое и бесчеловечное, что всё их здание рухнет под проклятиями». «Дневник писателя», 1879 г.

Требуется срочно принять меры по приостановлению жестокого эксперимента в Вологодской области и в городе Череповце в частности в сфере дополнительного образования, до приведения его положений в соответствие с Конституцией РФ или полному прекращению.

Розова О.В.

Источник