Информационная война и медиапотребление в России

«События 26 марта»

Совсем недавно в наше информационное пространство ворвалась новая волна  протестов. В сети и на ТВ её начали называть «митинги 26 марта» или «События 26 марта», или просто «26 марта». Кто именно поднял эту волну и вывел людей на улицы, ещё предстоит разобраться. Само собой, никакой Навальный не обладает такими ресурсами, чтобы поднять десятки тысяч людей по все стране. Да, он лицо этой компании, но никак не организатор.

Вывод тысяч несовершеннолетних сопровождался мощной информационной кампанией в соцсетях. Истерика поднялась вокруг дурацкого фильма про «Димона». В общем, более или менее опытному взгляду было видно, что вся эта кампания шита белыми нитками. Однако, несмотря на всю её топорность, в орбиту кампании были вовлечены десятки тысяч молодых в основном людей.

Казалось бы, такая информационная атака на власть должна была наткнуться на мощный контрудар с разоблачениями, вскрытием махинаций и прочего разоблачающего контента. Однако, обладая огромными информационными ресурсами, госмашина как будто в рот воды набрала. Какие-то ответы последовали вослед за реакцией Путина на события. Неделю спустя (!!!). Вдумайтесь, не до, не во время, а столько дней спустя! Да за это время Майдан можно было начать. На второй неделе апреля включились какие-то эксперты, что-то начал Соловьёв со товарищи говорить. Создалось впечатление, что не без информационного пинка со стороны Кургиняна, который начал орать по всем каналам про то, что реакции нет, мол, сдрейфили, что ли?

Информационные войны в XXI веке

Действительно, в XXI веке информационные войны ведутся молниеносно. Атака — контратака, всё в течении дня (!). Не через неделю, а либо упреждающий удар, либо мгновенная контратака. Я сам по мере возможности метнулся на пресс-конференцию в Регнум, чтобы хоть как-то отстреляться по врагу, который закрутил машинку Майдана. Получилось с небольшим опозданием, поскольку сам не сходу понял, что началось.

Давайте посмотрим на цифры «Медиапотребления в России», которые ясно покажут, что ни в коем случае нельзя вести информационную войну ЗАМАЛЧИВАНИЕМ в тот момент, когда по тебе лупят из всех информационных орудий, особенно в соцсетях!!!

Медиапотребление в России

2010 год:

  • 43% — ТВ;

  • 39% — радио;

  • 6% — газеты, журналы;

  • 5% — интернет;

  • 7% — прочее.

Данные взял из выступления декана Журфака МГУ в 2012 году. Елена Вартанова приводила статистику за 2010.

И вот как эта картина изменилась в прошлом году.

2016 год:

  • 48,5% — ТВ (небольшой прирост);

  • 34,5% — радио (небольшая убыль);

  • 24,2% — интернет (desktop+mobile / 13,8%+10,4%); (резкий прирост);

  • 1,9% — газеты, журналы (значительная убыль);

  • прочее.

Данные взял из недавнего исследования Initiative .

Без малого в пять (5!) раз выросло потребление информационного контента в интернете с 2010 до 2016 года (причем просмотр ТВ совмещается с одновременным использованием интернета).

Вот ещё данные одного исследования роста медиапотребления c 2012 по 2015. Исследование Deloitte:

– 17% печатные СМИ

– 9% печатные книги

– 7% радио

– 5% телевидение

+ 61% Интернет

+ 31% электронные книги

+ 10% видеоигры

Чем отвечать в информационной войне

Я бы хотел обратить внимание на несколько важных особенностей информационного общества XXI века.

  1. В информационном обществе огромное значение имеет достоверность информации. Только обладая достоверной информацией компании, партии, власть, гражданское общество и другие общественные акторы могут существовать и активно работать. Иначе они будут быстро уничтожены конкурирующими или враждебно настроенными структурами.

  2. По мнению экспертов (см. выступление декана Журфака МГУ и лекцию Виталия Третьякова, декана Высшей школы телевидения МГУ) новости и конвергентные еженедельные газеты являются сейчас самым востребованным информационным контентом. Новости должны быть премодерированными. Это значит, что они должны быть специально отобраны и классифицированы, рубрифицированы, а затем проверены на достоверность. (Под словом конвергентные имеются ввиду газеты, которые выходят как в электронном (сайт, группы в соцсетях, интернет-радио), так и бумажном виде).

Всё это есть у государственных структур. Но борьба элитных кланов, контролирующих те или иные СМИ, зачастую сводит на нет весь потенциал властей. Одна рука раскручивает какого-нибудь оппозиционера при активной поддержке зарубежных «партнёров», другая бездействует. В итоге получается проигрыш всей системы в целом, она сама себя уничтожает, тотально проигрывая информационную войну.

Поэтому рассчитывать можно только на свои силы. Для защиты государственности надо обязательно включаться в информационную борьбу. Молчать нельзя! Надо либо создавать свой уникальный контент и распространять его по сети, либо подключаться к тем информационным источникам, которые его создают в достаточном количестве и качестве и распространять.

Поверьте, наши антироссийские противники всё это знают и действуют, создавая медийные и информационные сети.

Ответ должен состоять в деконструкции тех, кто начинает поднимать разрушительную волну, раскрытии правды о них и распространении правдивой информации как можно более широко. Помните, самое главное оружие патриота — это ПРАВДА.

Алексей Кречетов, РВС.