Сегодня – советы из моих старых конспектов лекций психолога Бориса Сергеевича Алякринского. О нём я рассказывала вам в прошлом номере «Золотого ключика». Кстати, Борис Сергеевич настойчиво советовал побольше есть овсянки и овсяного печенья. И многие его такие простые подсказки помогают. А заведённые мною картотеки (карточки можно вырезать из плотной бумаги или попросить в библиотеке – обычно там бывают лишние) и папки со всевозможными газетными, журнальными вырезками и перепечатками, выписками до сих пор прекрасно служат.
Вот что обычно мешает нам слушать:
1. Наш ум не хочет ждать. Мысли бегут быстрее, чем речь. Пока мы ждём, когда будут произнесены слова, наш мозг то отключается от того, что говорится, то опять включается... В результате «оседает» лишь несколько слов, и мы теряем смысл сказанного.
2. Нам кажется, что мы это уже знаем, поэтому слушаем вполуха.
3. Мы смотрим, а не слушаем: сколько раз бывало, что не улавливаешь имени нового знакомого только потому, что мысли заняты его внешним видом, манерами.
4. Мы пытаемся слушать, одновременно отдавая часть своего внимания газете, радио или телевизору...
5. Мы забываем самое главное: внимаем словам, а не мыслям.
6. Нас оглушают эмоции: когда кто-либо пытается высказать мнение, противоположное тому, которое мы считаем единственно верным, – мы бессознательно боимся, что услышим то, что заставит нас усомниться в справедливости собственной точки зрения. Мы перестаём воспринимать говорящего и начинаем планировать свою словесную контратаку.
А вот шесть способов, рекомендуемых для улучшения навыков слушания:
1. Учитесь медленно сосредоточиваться; используйте упражнения типа: «Сколько будет два плюс три минус пять плюс четыре, помноженное на два минус шесть?»
2. Устройте себе радио- или телеэкзамен; прослушайте вместе с кем-нибудь передачу (умную, конечно!) и проверьте, сколько высказанных в ней положений вы оба запомнили; попытайтесь найти общую точку зрения на главную идею передачи.
3. Отключайтесь от того, что отвлекает ваше внимание; не пытайтесь слушать и одновременно делать ещё два или три дела.
4. Учитесь понимать точки зрения, противоположные вашей: следите за своим подсознательным стремлением перестать слушать и придумать «достойный» ответ. Вместо этого готовьте вопрос, относящийся к тому, что вы слышите. Этот вопрос отнюдь не должен «убивать» собеседника, он просто должен дать ему понять, что вы начинаете вникать в смысл сказанного.
5. Повторяйте про себя распоряжения и указания. Если вы не можете этого сделать, то, без сомнения, не сможете ни точно запомнить их, ни правильно выполнить.
6. Помогайте слушать другим, во всяком случае, не мешайте. В свою очередь, сами сразу откликайтесь на слова, обращённые к вам.
Ольга Васильевна КЛЕКОВКИНА, журналист.