Как психология используется в качестве оружия против детей. Часть V

Пробуждение

Надежда для сетевого поколения казалась призрачной до настоящего момента, когда неожиданная группа выступила с критикой цифровой индустрии, использующей психологическую манипуляцию - руководители этой самой индустрии. Тристан Хэррис, в прошлом ответственный за этику разработок в Google, возглавил движение, разоблачющее использование индустрией побудительного проектирования*. В интервью журналу Economist 1843 он сказал: «Работа этих компаний - посадить людей на крючок, и они делают это, используя наши психологические точки уязвимости».

Другой руководитель индустрии цифровых технологий, бьющий тревогу по поводу использования его индустрией манипуляции сознанием - это бывший президент  Facebook Шон Паркер. В интервью для Axios он раскрывает секреты: “Ход мысли при конструировании этих приложений, Facebook - первое из них… был только об одном: «Как нам поглотить так много вашего времени и направленного внимания, как только можно?» Он также сказал, что Facebook эксплуатирует “уязвимости человеческой психологии” и заметил: “Один Бог знает, что это делает с мозгами наших детей”.     

Тема, выдвинутая этими руководителями в области цифровых технологий - использование побудительных технологий для повышения прибыльности. «Потребительские интернет бизнесы все построены на эксплуатации психологии», - заявляет бывший вице-президент Facebook Чамат Палихапития  в речи, по иронии судьбы произнесенной в Стэнфордском Университете - вотчине Б. Дж. Фогга. «Мы хотим психологически выяснить, как манипулировать вами так быстро, как только можно, а потом расплатиться с вами этим дофаминовым ударом».

Наличие детей у них самих может изменить взгляды руководителей цифровой индустрии. Тони Фейделл, в прошлом сотрудник Apple, считается отцом iPad и, во многом, iPhone. Он также основатель и действующий генеральный директор Nest. «Куча разработчиков и программистов, которым было двадцать с хвостиком, когда мы создавали эти штуки, не имели детей. Сейчас у них есть дети», - замечает Фейделл, выступая в Лондонском Музее Дизайна. «И они видят, что происходит, и они говорят: ‘Погоди-ка’. И они начинают переосмысливать свои дизайнерские решения».   

Марк Бениофф, генеральный директор компании облачной обработки компьютерных данных Salesforce - один из тех, кто призывает к регулированию соцсетей из-за их потенциала вызывать зависимость у детей.  Он говорит, что как регулируется сигаретная индустрия, точно так должны быть регулируемыми и разработчики соцсетей. «Я полагаю, что цифровые технологии, конечно же, имеют качества, вызывающие зависимость, качества, которыми мы должны заняться, и что разработчики продуктов работают над тем, чтобы усиливать зависимость, и мы должны по возможности обуздать эту тенденцию», - заявил Бениофф CNBC в январе 2018 года, будучи в швейцарском Давосе, в месте проведения Мирового Экономического Форума.

Бениофф заявляет, что родители должны вносить свой вклад, ограничивая доступ своих детей к электронным устройства, при этом подчеркивая, что «Если в этой области используются нечестные приёмы или вещи, которые находятся за пределами понимания родителей, государство должно вмешиваться и просвещать последних». Раз миллионы родителей, например родители моей подопечной, Келли, не имеют ни малейшего понятия о том, что электронные устройства используются для того, чтобы похитить умы и жизни их детей, хорошо было бы иметь в этой области государственное регулирование.

Еще одна группа, неожиданно высказавшаяся в защиту детей - это инвесторы в высокотехнологичные компании. Основные акционеры компании Apple - хедж-фонд Jana Partners и Пенсионная система учителей штата Калифорния, которые сообща владеют акциями компании на 2 млрд долларов, недавно выразили беспокойство тем, что побудительный дизайн может служить причиной детских страданий. В открытом письме в адрес Apple инвесторы, совместно с ведущими экспертами в этой области, представили исчерпывающие доказательства того, что чрезмерное использование детьми смартфонов и других электронных устройств приводит к увеличению риска возникновения депрессии и суицида. Особо выделяя разрушительное влияние побудительных технологий, в письме сказано: «Также не является секретом, что веб-страницы и приложения для социальных сетей, для которых Айфон и Айпэд служат основными точками входа, обычно проектируются чтобы быть настолько притягательными и времязатратными, насколько это возможно».

Опускаясь еще ниже
Как индустрия потребительских технологий ответила на эти призывы к изменениям? Опускаясь еще ниже. Недавно Фейсбук запустил Мессенджер для детей (Messenger Kids), приложение для социальных сетей, которое дотянется  и до пятилетних детей. Показателем того, что опасный побудительный дизайн в настоящее время оттачивается в отношении маленьких детей, является декларация арт-директора Messenger Kids Шиу Пи Лу: «Мы хотим содействовать общению [на ФБ] и сделать это так, чтобы это было самым интересным, самым захватывающим, из того, что вы хотели бы делать».

Зашоренное представление Фейсбука о детстве показывает, насколько соцсети и другие цифровые потребительские компании оторваны от реальных потребностей все более трудного сетевого поколения. Самым «захватывающим» для маленьких детей должно быть время, проведенное с семьей, игры на улице, увлечение творческими играми и другой жизненно важный опыт развития, а не втягивание их в водоворот социальных средств массовой информации на телефонах или планшетах. Кроме того, из-за приложения Facebook Messenger Kids дети раньше начинают опутанную интернетом жизнь в социальных сетях, что, как мы знаем, порождает риск депрессии и суицидального поведения у детей старшего возраста.

В ответ на создание Facebook Messenger Kids Коалиция за детство вне коммерции (the Campaign for a Commercial-Free Childhood, CCFC) отправила Фейсбуку письмо, подписанное многочисленными защитниками здравоохранения, в которых она обратилась к компании Фейсбук, чтобы те отключили Messenger Kids. Фейсбук еще не ответил на письмо. Вместо этого он продолжает агрессивно рекламировать это приложение детям.

Молчание профессионалов

В то время как руководители цифровой индустрии  и инвесторы выступают против психологических манипуляций детьми, Ассоциация американских психологов (ААП), задача которой -  защита детей и семей от вредных психологических практик - по этому вопросу хранит молчание. Это не говорит о злом умысле; напротив, руководство ААП, так же как и родители, вероятно, не знает о таком деформированном использовании психологии. И тем не менее, есть ирония в том, что психологи с их мощным инструментарием руководимы этикой, в то время как руководители и инвесторы цифровой индустрии - нет.  

Кодекс этики Ассоциации американских психологов (ААП), совершенно ясен: «Психологи стремятся принести пользу тем, с кем они работают, и позаботиться о том, чтобы не нанести вреда». Более того, этические стандарты ААП требуют от профессии усилий по исправлению «неправомерного применения» работы психологов, к чему следовало бы отнести применение разработанных Б.Дж.Фоггом побудительных технологий для оказания влияния на детей в ущерб последним.

Этический код предусматривает даже особую защиту детей, из-за их возрастной "уязвимости, осложняющей самостоятельное принятие решений".

Манипулирование детьми для получения прибыли, без их ведома и без ведома их родителей, приводящее детей к тому, что они проводят много времени за  цифровыми устройствами, что влечет за собой эмоциональные проблемы и проблемы, связанные с учебой, - это воплощение неэтичных психологических практик. Компании из Силиконовой долины и инвестиционные фирмы, которые их поддерживают, перенасыщены высокопривилегированными белыми мужчинами, которые используют деформирующие сознание приёмы, чтобы контролировать жизнь беззащитных детей. К этой несправедливости адресует Тристан Харрис,  говоря: «Никогда прежде в истории не было такого, чтобы около 50 дизайнеров-конструкторов, в большинстве своем белых мужчин, в возрасте 20-35, сидящих в пределах 50 миль от того места, где мы сейчас находимся [Силиконовая долина], контролировали бы, что думает и делает миллиард человек». Харрис привел выдержку из презентации, которую он сделал в Google во время интервью журналисту Каре Свишер для Recode Decode в феврале 2017 года.

Кто-то может возразить, что родители отвечают за то, чтобы защищать своих детей от уловок технической индустрии. Однако родители не имеют представления о тех мощных силах, которые направлены против них. Они не знают и о том, что эти технологии разрабатываются так, чтобы подобно наркотику, воздействовать на сознание детей, делая их своей добычей. Родители просто не могут защитить своих детей или подростков от чего-то, что от них скрыто или неизвестно им.

Другие люди будут утверждать, что ничего не следует делать, потому что цель побудительного дизайна состоит в том, чтобы создать более качественный продукт, а не в том, чтобы манипулировать детьми. Я, кстати, уверен, что у тех, кто работает в области разработки побудительных технологий и UX-разработки, нет намерения нанести детям вред. Отрицательные последствия побудительных технологий  - это в большинстве своем результат несчастного случая, неудачные побочные продукты процесса чрезвычайной конкуренции такого рода разработок. Тем не менее, сходные обстоятельства существуют в табачной промышленности, ведь компании по производству сигарет тоже стремятся получить прибыль от продажи своего продукта, а никак не причинить вред детям. Тем не менее, так как и сигареты, и побудительный дизайн предсказуемо вредят детям, необходимо принять меры для защиты детей от их воздействия.

Совесть в эпоху машин

С самого начала сфера побудительных технологий функционировала в моральном вакууме. Порожденная этим трагедия не вызывает удивления.

По правде говоря, пагубный результат использования побудительного дизайна давно признан. Сам Фогг в своей статье в 1999 году говорит: «Побудительные компьютерные технологии могут использоваться и в деструктивных целях; темная сторона (принудительного) изменения взглядов и поведения ведет к манипуляциям и насилию». В научном докладе 1998 года Фогг описывает, что может произойти, если что-то пойдет не так. Он говорит, что если побудительные технологии «считаются вредоносными или вызывают какие-то сомнения, тогда ученый должен предпринять социальные меры, либо призывать других это сделать».

Совсем недавно Фогг фактически признал вредные последствия побудительного дизайна. В интервью Яну Лесли в журнале The Economist 1843, Фогг сказал: «Я смотрю на некоторых из моих бывших учеников, и задаюсь вопросом, действительно ли они пытаются сделать мир лучше или просто зарабатывают деньги». И в 2017 году, в интервью журналу 032c, Фогг признал: «Вот в ресторане вы смотрите вокруг, и почти у всех телефон на столе, люди просто постоянно отвлечены от живого общения друг с другом - я правда считаю, что это плохо». Тем не менее, Фогг не предпринял никаких практических шагов, чтобы помочь пострадавшим от той области, которую он сам породил.  Те, кто находится у руля власти, исключая выступивших руководителей цифровой индустрии, также не делают ничего, чтобы ограничить манипулятивное и принудительное применение цифровых устройств против детей и подростков.

Итак, как защитить детей от использования цифровой индустрией побудительного дизайна? Я предлагаю обратиться к провидческой рекомендации президента Джона Ф. Кеннеди. Он сказал, что технология «не имеет собственной совести. Станет ли она силой добра или зла, зависит от человека». Я убежден, что профессия психолога, с ее представлением о сознании и кодексом профессиональной этики в качестве руководства, может выйти вперед и стать совестью, регулирующей взаимодействие технологических корпораций с детьми и подростками.

Ассоциации американских психологов (ААП, APA) следует начать с того, чтобы потребовать вывести (используемые) цифровой индустрией технологии манипулирования поведением пользователей из тени и выставить на обозрение общества. Необходимо внести изменения в Кодекс этики ААП, чтобы запретить психологам именно манипулировать детьми при помощи цифровых устройств, особенно если  известно, что такое влияние создает риск для их благополучия. Кроме того, ААП должна следовать этическим стандартам, прилагая активные усилия для устранения злоупотреблений при применении психологического побуждения UX-разработчиками, работающими вне сферы психологии.

Но это не все, что может и и должна сделать профессиональная психология, чтобы защитить детей и исправить вред, причиненный детям. Психология должна объединиться с высшим звеном руководителей цифровой индустрии, которые выступают с требованием того, что побудительный дизайн в высокотехнологичных продуктах, разработанных для детей, должен быть регламентирован. Ассоциация американских психологов (APA) также должна сделать так, чтобы ее мощный голос был услышан среди растущего хора голосов, призывающих (к ответу) цифровые компании, которые намеренно эксплуатируют уязвимые стороны детей. И APA должна принять более сильные и решительные меры по просвещению родителей, школы и коллег по защите детских прав о вреде злоупотребления детьми цифровых устройств.

С каждым днем появляются новые и более мощные побудительные технологии, чтобы извлечь еще больше выгоды из подростков и детей, используя их естественную (возрастную) ограниченность. Профессиональная психология должна в этом новом веке настаивать на том, чтобы инструменты психологии использовались для улучшения, а не для ухудшения здоровья и благополучия детей. Решительно заявив протест эксплуататорскому использованию побудительного дизайна, APA и профессиональная психология могут стать совестью, необходимой, чтобы вести нас сквозь этот век опасно могущественных цифровых машин.

Источник: How psychology is being used as a weapon against children

Перевод: РВС

___________________

*Стэнфордская лаборатория побудительных технологий создана в 1998 году в неприметном здании в кампусе Стэнфордского университета в Пало-Альто, Калифорния. Создатель лаборатории, доктор Б. Дж. Фогг — психолог и отец «побудительных технологий», дисциплины, в которой цифровые устройства и приложения, включая смартфоны, социальные сети и видеоигры, настроены на изменение человеческих мыслей и поведения. Или, как смело провозглашает веб-сайт лаборатории: «Устройства, предназначенные для изменения людей».