КАК РОЖДАЮТСЯ ИМПЕРИИ?

2 ноября 1721 г. после победы в Северной войне со Швецией Россия была провозглашена империей, а Пётр I «по прошению сенаторов» принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского.

Как рождаются империи? Во-первых, должна появиться пассионарная личность с великим замыслом. Во-вторых, эту идею должны принять её соратники, а затем и значительная часть народа, а потом и «новообращённые». Наконец, люди, вдохновлённые этой идеей, должны пойти за вождём «за горизонт». Конечно, идеи не одинаковы: нельзя путать форму – завоевание чужих земель, владение обширной территорией, «над которой никогда не заходит солнце» и монархическое правление – с содержанием: духом великого царства. И по этой причине империи всегда будут различаться в зависимости от главенствующей идеи.

Дойти до «океана» и «последнего моря» мечтали Александр Македонский и Чингис-хан. Но, сравнивая две эти империи, мы видим и различия: если Искандер-Зу-ль-Карнайн уравнял в правах все народы, кстати, к неудовольствию многих своих военачальников, не сжёг ни одного города, а, напротив строил новые; то «великий воитель» был «отцом» только своего племени.

Распространение своей идеи и влияния «огнём и мечом»: фундамент Халифата и Британской Империи. Грабёж и подчинение «неполноценных рас»: так действовали османы, разрушив Второй Рим и намеревался осуществить Гитлер в «Третьем Рейхе». Построить справедливое общество, объединив под скипетром все народы: Тауантинсуйу, империя Наполеона, СССР. И, конечно, каждая империя несёт на себе вечную «печать» её основателя: например, как ни изощряются нынешние антисоветские пропагандисты, ослеплённые страстями последователи Геббельса, лучшая часть нашего общества чтит и В.И.Ленина и И.В.Сталина.

В чём же уникальность Петра Великого и что им двигало? Я бы выделил следующие черты его личности. Деятельная любовь к Отчизне и желание превзойти Европу в науках и искусствах. Неутолимая жажда познания и желание учиться, смирив гордыню. Самый наглядный пример – труд плотником на верфях в Саардаме (сейчас Заандаме). Революционный склад ума: как иначе назвать его преобразования, совершенно изменившие «лик» России? Об этом замечательно сказал Пушкин: «Пётр I – одновременно Робеспьер и Наполеон на троне (воплощение революции)». А М.Волошин назвал его «первым большевиком».Наконец, он был чужд «племенной ограниченности»: его знаменитый ответ шотландцу Р.Брюсу, сказавшему царю в ответ на предложение занять высокий пост, что он «не русский». И получил мгновенный ответ: «Русский тот, кто Россию любит и ей служит».В дальнейшем читатель убедится в этом, когда я расскажу об удивительной встрече Петра Великого и Исраэла Ори.

А о том, что побуждало его неустанно трудиться – «на троне вечный был работник» – он сказал сам: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы». Чтобы добиться этого – первенства России в многополярном мире (современных языков) – он принимал неожиданные решения, которые благотворно влияли на судьбы всех народов. Об одном малоизвестном событии я и расскажу вкратце далее.

В истории действуют две силы или два начала: Промысел Божий и свобода человека. Провидению было угодно, чтобы в Москве в 1701 г. встретились два человека: будущий основатель великой империи и посланец двух небольших армянских горных княжеств – Сюника и Карабаха, сохранивших относительную независимость после падения Армении, но с XVII века теснимых османами и Персией[1]. В 1674 г. католикос всех армян Акоп IV собрал тайное совещание, на котором было принято решение – по аналогии с Константинополем, когда Второй Рим уже не мог в одиночку противостоять туркам – найти союзников среди христианских королей Европы. Секретная миссия в составе семи человек, среди которых был и Исраэль Ори, отправилась в Европу через Грузию, правитель которой Георгий Х оказал ей поддержку, надеясь что, объединившись с Европой, христиане Востока сумеют избавиться от ига иноверцев.

После смерти Акопа IV в 1680 г. шестеро из членов миссии, решив, что дело безнадёжно, оставили его и вернулись домой. А Исраэль Ори был решителен, смел и умён – ему исполнился всего лишь 21 год, но он отправился в Европу один, вступил в армию Людовика XIV («короля-солнце»), сумел установить контакт с высшими государственными кругами, но Париж не проявил интереса к его предложению. Исраэль, несомненно, имел талант разведчика. Много позднее в документе, написанном по заданию князя Г.Потёмкина-Таврического, он характеризовался как «муж отличного разума и дарований». После неудачи в Париже он получил от пфальцского курфюрста Иоганна Вильгельма рекомендательное письмо к императору Австро-Венгрии Леопольду I, и встретился с ним. Однако тот потребовал от него документа, подтверждающего, что он законный представитель всех армян. Возможно, это был дипломатический отказ.

«Что ни случается – к лучшему»: потому что «случай – как писал А.С.Пушкин – мощное и мгновенное орудие Провидения». Исраэль возвращается на Родину и на организованной им тайной встрече одиннадцати князей (меликов) Сюника и Карабаха убедил их дать ему письмо с правом вести переговоры с Петром I. 29 апреля 1699г. мелики скрепили своими печатями послание на имя будущего императора, и он отправился в путь.

Как ему пришла мысль обратиться к Петру? Он не оставил воспоминаний, поэтому мы не можем в точности судить о причинах подобного решения. Позволю предположить, что по всей Европе распространялись рассказы о «великом посольстве» (1696-1697 г.г.): необыкновенном русском царе, который не гнушается трудиться простым плотником на верфи, жадно изучает все науки и ремёсла, держится просто, но с достоинством. В эти же годы был взят Азов, а это значит, что молодой царь обратил свой взор и на южные моря и неминуемы войны с османской Портой и Персией. Знал об этом и Исраэль. Он вполне мог задуматься: «почему бы не изложить свой план такой исключительной личности?!» Кто кроме Петра мог написать такое письмо патриарху, объясняя, почему он заложил собственными руками 60-пушечный корабль: «Мы, последуя слову Божиему, бывшему к праотцу Адаму, трудимся; что чиним не от нужды, но доброго ради приобретения морского пути, дабы, искусяся совершенно, могли возвратиться и противу врагов Имени Иисуса Христа победителями, благодати его быть»[2].

Как уже говорилось выше, они встретились в Москве в 1701 г. Он изложил свой план совместного освобождения Армении и Грузии. 15 тысяч казаков должны пройти через Дарьяльское ущелье, 10 тысяч пехоты морем из Астрахани. В Закавказье их поддержат народные ополчения грузин и армян. Поразительна интуиция Петра, согласившегося лично принять столь необычного посла, сразу понявшего, что Исраэль – личность незаурядная, и мгновенно оценившего обоюдную пользу движения на восток и юг в союзе христианскими народами Закавказья.

Пётр присвоил Исраэлу Ори звание полковника русской армии, и он был послан в Персию с разведывательными целями. В 1707 г. с большим отрядом он отправился в далёкий путь. По дороге в Исфахан – столицу Персии – он встретился в Шемахе с местными общинами грузин и армян и убедил их поддержать русскую армию. Французские иезуиты в Персии чинили ему препятствия, внушая шаху, что Исраэль хочет стать армянским царём. Только через два года он прибыл в Исфахан. В 1711 г. по возвращении в Россию он скоропостижно скончался в Астрахани.

Смерть Петра отложила персидский поход. Но следствием этой встречи было значительное расширение империи на восток и гражданами России стали все народы территорий, отторгнутых от Персии по итогам войны. Кстати, встреча Петра Великого и Исраэла Ори и последующие события – замечательный сюжет для кино и, кроме того, одно из средств стратегии «умной силы» России в Закавказье.

Какие выводы на будущее можно сделать из истории создания империи Петром Великим?

Империи рождаются, когда появляется героическая личность с революционной идеей, общество и затем и другие народы, вдохновлённые великим будущим, добровольно «встают под его знамёна». И умирают империи также по этому закону: заурядная личность в кризисной ситуации не может предложить новый проект будущего и сплотить общество, как, например, Николай II.

В строительство империи каждый человек и народ «вносит свою лепту»: это встречное движение народа и вождя: недавний пример – воссоединение Крыма с Россией. Привлекательность империи, её жизнеустройства и личности лидера побуждает другие народы присоединиться к великому проекту. Именно по этой причине Лондон и Вашингтон объявили сталинскому СССР «холодную войну»[3].

Дух великих империй всегда надэтнический (такими были две Римских империи) и вселенский: именно поэтому В.И.Ленин призывал «учиться, учиться и учиться»; а И.В.Сталин после победы в войне начал строить Новый Рим, основанный на евангельских заповедях.

Есть два сценария будущего. Гибельный в интересах транснациональной олигархии: всемирный цифровой концлагерь на основе «новой этики». Пандемия, куаризация всего мира, «ятоже» и «климат» – средства реализации этого проекта.

Спасительный: новое собирание земель и народов вокруг Москвы. Всемирно-историческая миссия России – новый тип империи, фундамент которой – заповеди блаженства, а не «креатинизм» вырождающегося «среднего класса». Для возрождения империи, расчленённой опг горбоельцина, необходима идеология. Президент Путин провозгласил «умеренный консерватизм». Позволю себе возразить уважаемому Владимиру Владимировичу: консерватизм – это система ценностей, а не иделогия. Консерватизм был основой и викторианской Англии, и гитлеровской Германии и сталинского СССР. Однако это совершенно различные империи, а их идеологии в корне отличались друг от друга, особенно сталинизм и национал-социализм.

Русский коммунизм или неосталинизм: голосование в проекте «Имя Россия» показало, что лучная часть нашего общества сохраняет приверженность советской идее. Только совместный труд общества и Кремля – революция сверху по примеру Петра Великого – снова сделает Россию «страной героев, страной мечтателей, страной учёных».

кандидат психологических наук, член Русского географического общества, главный редактор журнала `Всемiрный путешественник` 

Андраник Грантович Сулейманян

 

[1] Эзов Г. A., Сношения Петра Вел. с армянским народом. Документы, СПБ, 1898

[2] А.С.Пушкин. История Петра/ п.с.с в 10 томах, Ленинград, Наука, 1979г., т.9, с.45-46

[3] Ф.С.Сондерс, ЦРУ и мир искусств. Культурный фронт «холодной войны»., М., «Кучково поле», 2013

Источник