В последнее время идут жаркие споры об образовании и воспитании наших детей. Мало того, уже начали поступать настораживающие результаты двадцатилетнего капиталистического воспитания. Недавно был 3-й съезд «Родительского Всероссийского Сопротивления», где рассматривались самые сложные моменты современного образования — о недопустимости совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, это разрушает оба процесса обучения — и те и другие дети остаются брошенными без получения необходимых знаний. Также обсуждалось воздействие различных гаджетов и ТВ на развитие детей — было много интересного.
Недавно отменили статью №116 ч.1 УК РФ, по которой родителям за шлепки ребенку, например, за двойку, могли дать до 2 лет лишения свободы, что могло привести к разрушению традиций воспитания в России. Слава Богу, с помощью огромной работы РВС и других близких по духу организаций после обращения к Президенту страны статья была изменена.
Мне всегда было интересно, каковы наши традиции в воспитании, как раньше воспитывали детей, ну, скажем, как учился и рос Владимир Ильич Ленин, как он выковывал такой характер, великолепную память, волю, любознательность, умение убеждать людей в своей идее и, главное, как воспитать патриота нашей Родины?
Именно сегодня чувствуется в воспитании патриотизма у детей большой пробел, начавшийся с 90-х годов. Да и вообще, новые реформы так исказили прекрасное советское образование, что сейчас , глядя на результаты, все ахают.
У меня знакомый преподаватель Московского авиационного института жалуется, что первый год приходится многих студентов подтягивать по физике и математике. Подруга — инженер завода — вынуждена подтягивать молодых специалистов; но молодым зарплату дают больше, чем старшему поколению, так как на более низкую зарплату молодые и не обученные не идут.
Тут все шлепками при воспитании отдельные свободолюбивые граждане возмущались, но посмотрим, как же традиционно, например, в конце девятнадцатого века воспитывали детей в России? И сделаем для себя выводы.
Я думаю, Владимир Ильич Ленин — достойный образец для подражания, его способности формировались и укреплялись с детства. Как же это было?
Илья Николаевич Ульянов — отец Ленина — родился в Астрахани от «бедных и незнатных» родителей. Он был мещанином и числился на государственной службе, получал чины и ордена, орден Владимира дал ему потомственное дворянство. То есть Ленин — дворянин, но по выслуге своего отца.
В то время нельзя было просто подать заявление с просьбой о поступлении в гимназию. Необходимо было сдать экзамены, и один из них для Володи Ульянова в 9 лет был по знанию «Закона Божия», то есть событий Ветхого и Нового Завета, умение читать по-церковнославянски — такие требования предъявлялись всем гимназистам России.
В гимназиях была очень строгая дисциплина, никакой, так сказать, либеральщины. Эти учреждения хорошо умели закалять характер детей муштрой и зубрежкой. Они напоминали казармы и лагеря. Тотальный контроль за всем: от невнимательности на уроке до расстегнутого воротничка школьного мундира. За любой проступок следовало неотвратимое НАКАЗАНИЕ. Под НАКАЗАНИЕМ часто имелся в виду КАРЦЕР с черным хлебом и водой в течение дня. И это для детей 9-ти лет!
Основные задачи по воспитанию гимназистов: развивать в учениках религиозное чувство, отдалить от дурных сообществ, развивать чувство повиновения начальству, почтительность к старшим, благопристойность, скромность и уважение к чужой собственности. Теперь кажется неудивительным, что дети, с 9 лет пройдя такую школу, вырастая, совсем не боялись и тюрьмы.
В 8-45 все собирались в церковном зале на 15 минутную молитву. Потом следовали три урока подряд по 50 минут с маленькими перерывами, занимались до 14-30. Потом дома зубрежка учебников. В четвертом классе преподавали: русский язык, математику, историю, географию, латинский, греческий, немецкий, французский. В.И. Ленин учился на отлично, таких было не много. По окончании 4-го класса он получил похвальный лист и книгу Е.Н. Водовозовой «Жизнь европейских народов» за отличные успехи, прилежание, и примерное поведение.
Особенно гимназисты страдали от латыни и греческого, именно древние языки чаще всего становились причиной помещения ребенка в карцер, оставления на второй год или исключения из гимназии. Изучение этих древних языков очень развивало память и закаляло характер. Ленин писал диктанты раз в неделю, текст учитель диктовал так быстро, что многие дети ставили прочерки вместо слов, но Владимир всегда успевал и писал на пятерки.
Впоследствии одноклассник Ленина Д.М. Андреев писал: «Он отличался феноменальной памятью и скорее нас всех запоминал латинские тексты, стоя посреди класса, он декларировал по латыни речь Цицерона, глаза поражали скрытым огнем и силой». В дальнейшем Ленин отточил эту технику до совершенства, в нем всегда чувствовалась крайняя сосредоточенность, сильная уверенность и невероятный напор. Он научился атаковать и убеждать невероятно сильным взглядом и полностью подчинять слушающих.
Обучение латинскому и греческому занимало 42% всего учебного времени, причем русскому языку, церковнославянскому и словесности отводилось всего 24% в неделю. В.И. Ленин свободно переводил Цицерона, Геродота, Юлия Цезаря, Горация, Платона, Гомера. А ведь тогда не было подстрочников и переводчиков-роботов. Неудивительно, что наш вождь обладал великим мастерством ораторского искусства.
Вызывает уважение насыщенность программы по русской словесности в четвертом классе гимназии. Нужно было выучить наизусть свыше 100 стихотворений русской классики: 45 басен Крылова, 31 стихотворение Пушкина, 10 —Лермонтова, 12 — Жуковского, 4 — Кольцова.
Ленин сдавал экзамены на отлично. Может, поэтому он всех поражал феноменальной памятью на фамилии, лица, события, условия встречи. Сталин тоже обладал не менее потрясающей памятью, чем Ленин. Почти все большевики прошли серьезную школу и приобрели в детстве навыки, развили их до совершенства, может, потому и победили.
В современных элитных школах Англии до сих пор иногда используют розги. А нам навязывают такие методы воспитания, которые права детей ставят выше их обязанностей, а ведь дети еще не имеют сформированного сознания, чтобы ими пользоваться осознанно. В результате мы видим детей с плакатами против коррупции, которые не знают даже, что это за слово такое.
Хорошее образование — это сложно и трудно. В детстве идет тренировка воли и трудолюбия, умения преодолевать препятствия, развитие познавательного интереса, и без определенного насилия над собой обучение невозможно. Успешно прошедшие школу, дети становятся сильными, образованными, трудолюбивыми, целеустремленными и тогда им все по плечу.
Именно из-за разрушенного процесса воспитания и образования мы получаем инфантильных и не способных к труду людей.