Клятва врача в СССР и в постсоветской России

Клятва врача — выбор судьбы по призванию или обещание без обязательств?

Есть профессии, к которым общество и государство предъявляют особые, в том числе моральные, требования. К ним относится профессия врача — врачи дают клятву, в которой содержатся этические нормы поведения врача, его отношения к больным, к коллегам и т. д. Но клятва, обязывающая врача действовать во благо пациента, плохо сочетается с «рыночным» отношением к пациенту, как к источнику дохода. Так какое значение имеет эта клятва сегодня? И что, если сравнить клятву врача времен СССР с клятвой врача в современной России?

Начнем с небольшого экскурса в историю медицинской клятвы.

Большая медицинская энциклопедия (БМЭ) и Большая Российская энциклопедия сообщают, что задолго до Гиппократа врачебная клятва передавалась устно от поколения к поколению в семьях врачей. Около 300 года до нашей эры в античной Греции клятва впервые была записана и получила название «Клятвы Гиппократа». Клятва содержала этические обязательства молодого врача по отношению к учителям, коллегам по профессии, к пациентам и пр. Античная клятва гласила:

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и безо всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

На основе античной клятвы в разные исторические периоды в разных странах формулировались собственные клятвы врачей, в которых толкование врачебных обязательств сильно различалось. В России «Клятва Гиппократа» легла в основу «факультетского обещания» в XIX веке, текст обещания помещался на обратной стороне врачебного диплома. Текст обещания был следующим:

«Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми своими силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою. Обещаю не заниматься приготовлением и продажею тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных. Когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать их заслугам и стараниям».

Фотография факультетского обещания Михаила Булгакова

В 1948 году Всемирная ассоциация врачей приняла Международную клятву врачей, которую ещё называют Женевской декларацией или «Женевской клятвой». В переводе на русский язык текст международной клятвы гласил:

«Вступая в медицинское сообщество, я добровольно решаю посвятить себя нормам гуманности и клянусь: — На всю жизнь сохранить благодарность и уважение к своим учителям. — Исполнять свой профессиональный долг по совести и с достоинством. — Здоровье моего пациента будет моим первейшим вознаграждением. — Уважать доверенные мне секреты даже после смерти моего пациента. — Делать все, что в моих силах, для поддержания чести и благородных традиций медицинского сообщества. — Коллеги будут мне братьями. — Не позволить соображением религиозного, национального, расового, партийно-политического и социального характера встать между мной и моим пациентом. — Я буду проявлять абсолютное уважение к человеческой жизни с момента зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую своих медицинских знаний в ущерб нормам гуманности. Я принимаю эти обязательства обдуманно, свободно и честно».

Фрагмент документа с Женевской клятвой 1948 г. с сайта Всемирной ассоциации врачей

В СССР в 1971 году была законодательно утверждена Присяга советского врача. При этом БМЭ отмечает, что «введение закона о присяге врача Советского Союза как государственного акта имеет большое воспитательное значение». Текст присяги советского врача был следующим:

«Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь: все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну; постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики; обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи; беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали, всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед Народом и Советским государством. Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь».

В постсоветской России эта Присяга была сначала заменена на «Клятву российского врача», а в 1999 году законодательно была утверждена «Клятва врача России». Современная клятва врача в России установлена статьей №71 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в 2011 году. По этому закону клятву врача дают «лица, завершившие освоение образовательной программы высшего медицинского образования, при получении документа об образовании и о квалификации». Современный текст клятвы врача в России такой:

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии; хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту; доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».

Завершив на этом исторический экскурс перейдём к анализу различия советской и современной врачебной клятвы.

 

Почему от врача можно ожидать, что он будет действовать во благо пациента? В том числе и потому, что врач даёт клятву, которая должна налагать на врача моральные обязательства. Отметим, что закон от 1999 года содержал пункт об ответственности врачей за нарушение клятвы, а из современного закона ответственность за нарушение клятвы убрали. То есть врач дает клятву, но отвечает за ее соблюдение только морально. Несмотря на это клятва врача остается документом, ее принесение — продолжением древней традиции, а ее содержание — моральным ориентиром для врачей. Мы уже убедились, что содержание присяги советского врача, которую давали врачи в СССР, отличается от клятвы врачей современной России. Давайте сравним эти клятвы и проанализируем различия.

И советский врач, и современный российский врач давали клятву посвятить знания и силы охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну. В этом современная версия клятвы осталось без изменений по сравнению с советской.

Первое отличие текста советской клятвы от современной, на которое хочется обратить внимание, в замене слова «больной» на слово «пациент»: например, советский врач клялся руководствоваться интересами больного, а современный российский врач клянется действовать исключительно в интересах пациента. Есть ли разница между больным и пациентом? Пациент — это юридический термин, определенный в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» как «физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия или отсутствия заболевания». В связи с этим возникает несколько моральных вопросов. Если больной не обратился за медицинской помощью — врачу он безразличен? А после того, как помощь оказана, и больной перестал быть пациентом, врач о больном больше не беспокоится? Советский врач клялся помогать больным независимо от того, являются они его пациентами или нет — это огромная разница в отношении к людям.

Второе, что ушло из современной версии клятвы — обещание служить обществу и народу. Советский врач клялся «добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества», всегда помнить «об ответственности перед Народом и Советским государством». В современной версии клятва требует только «честно исполнять свой врачебный долг». В советской присяге врач клялся беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины — из современной клятвы слово «отечественной» убрано. И это неудивительно в условиях, когда «реформаторы» российской медицины не только не развивают, а намеренно разрушают отечественные достижения и традиции (вроде системы Семашко), превращая медицину из высокого служения в бессовестный рынок и копируя коммерческую «западную медицину».

Третье отличие советской присяги от постсоветской клятвы врача — это отношение к своему труду. В советской присяге врач выбирал не профессию, а судьбу по высокому призванию: советский врач клялся пронести верность присяге «через всю свою жизнь», «всегда помнить о высоком призвании советского врача», посвятить врачебной деятельности «все знания и силы». А в современной версии клятвы врач — это профессия: врач приносит клятву, «приступая к профессиональной деятельности» (в советской присяге было к врачебной деятельности), клянется «постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство» (в советской присяге клялись «постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство»). Профессия может быть не одна на жизнь, профессию можно сменить, ни о каком высоком призвании и отдаче ему всех сил до конца жизни в современной клятве речи нет.

Четвертое отличие — это моральность. Советский врач клялся «во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали» — это из современной версии клятвы просто убрано. Наверное, справедливо указать на то, что коммунистическая мораль в позднем СССР в значительной мере превратилась, к сожалению, в «мертвый штамп» — об этом говорит факт разрушения СССР. Но нельзя не отметить, что требование моральности хотя бы декларировалось, что от врача в СССР требовали быть не просто специалистом, а специалистом моральным. Это касается в том числе и отношения к пациентам, и отношения к коллегам. Присяга советского врача называет коллег — «товарищами по профессии», а слово «товарищ», если за ним стоит живое содержание, ко многому обязывает. В том числе товарищей объединяет общий труд на благо общества, и советский врач клялся «способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики». А современная версия клятвы отношения товарищества заменила на требование «доброжелательно относиться к коллегам», «никогда не отказывать коллегам в помощи и совете» и способствовать профессиональному росту своих учеников.

Требование способствовать развитию медицинской науки и практики из постсоветской версии клятвы убрано.

Есть ли еще отличия советской и постсоветской клятвы врача? Да, отличия есть. В постсоветскую клятву вошли такие веяния времени, как отношение к эвтаназии (негативное). Постсоветский врач клянется действовать в интересах пациента «независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям» (что характеризует постсоветское общество, в котором врач должен клясться помогать людям любой национальности и т. д.).

Итак, присяга советского врача была клятвой, требовавшей выбора судьбы по высокому призванию и на всю жизнь. Постсоветская клятва — это клятва профессионала без значимых обязательств перед отечеством и народом (напомним, из закона вообще исключили ответственность за невыполнение клятвы). Клятва — это индикатор изменений в отношении к труду врача. Ведь если «убрать» из этого труда советскую мораль, то образовавшийся вакуум постсоветский врач чем-то заполнит? Например, он может взять на вооружение «рыночную мораль» (которую ему агрессивно навязывают «реформаторы»), в которой пациент — это не больной человек, а денежный клиент. И если мечта советского врача была в том, чтобы больницы были пустыми (то есть чтобы все люди были здоровыми), то «мечта» продавца медицинских услуг оказывается в том, чтобы клиенты не покидали клинику никогда (то есть чтобы клиенты покупали услуги снова и снова).

Маркс для осмысления влияния капитализма на человека использовал категорию отчуждения. Отчужденный труд — это труд, уничтожающий человека, убивающий в нем человечность. Врач, который спокойно смотрит на умирающего, пока тот ему не заплатит — это врач, отчужденный от сущности профессии врача (спасения жизни и здоровья людей). Пациент, которого коммерческая медицина сводит в могилу — это другая сторона того же отчужденного труда врача. Понятно, что первопричина не в клятве врача, в данном случае клятва — это индикатор изменений в медицине. А эволюция врачебной клятвы — наглядный пример наращивания отчуждения.

 

Андрей Трубников

Источник