Краснознаменная группа возвращается в Екатеринбург. А может быть, и не надо?


Краснознаменная группа

Знаменитая Краснознаменная группа, главный символ советского Свердловска, была варварски снесена городской администрацией Екатеринбурга в 2013 году. В 2020 году она должна быть восстановлена. По крайней мере, на это уже выделены средства бюджета, над восстановлением работают чиновники новой горадминистрации и профессионалы.

История создания памятника, его сноса и борьбы за возвращение противоречива и драматична. Несмотря на общественное согласие в вопросе восстановления, несмотря на неожиданно консолидированную позицию историков и архитекторов, до сих пор приходится слышать «экспертные мнения», что Краснознаменная группа — вовсе не памятник, а просто «объект советской пропаганды», и ее восстановление не нужно.

Так все-таки, авангардный монумент в центре уральской столицы — это памятник, достойный возвращения? Или Краснознаменная группа — это «советский реликт», который стоило бы заменить… «чем-нибудь современным», типа «памятника пустоте», или «чем-нибудь классическим», типа бюста государыни-императрицы? Попробуем разобраться с этим по-серьезному.


Краснознаменная группа, до 2008 года

Формальный статус

Удивительное дело, но Краснознаменная группа с орденом Ленина, ставшая с 70-х годов главным символом города, действительно не имела юридического статуса памятника. До присвоения этого статуса она «не дожила» ровно год — после сорока лет с момента установки ее пришлось бы включать в реестры.

Возможно, спешный снос Краснознаменной группы в 2013 году был связан именно с этим. По крайней мере, за снос памятника горадминистрация не отделалась бы «условным» штрафом… Да и после украинских событий 2014 года, «ленинопада» и десоветизации на Украине вряд ли кто-то из российских чиновников осмелился бы на подобное.

Но… Мы имеем то, что имеем: с формально-юридической точки зрения в 2013 году мэрия города демонтировала «монументально-декоративную композицию», оставшуюся в наследство от советского времени. Хотя по существу чиновники-вандалы снесли главный памятник и символ города. К тому чтобы характеризовать Краснознаменную группу именно так, есть все основания.


Краснознаменная группа на плотине городского пруда Свердловска

 

По закону и по-существу

Являлась ли Краснознаменная группа памятником — не формально, а по существу? Возьмем толковый словарь Ожегова:

Памятник — скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь, чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события).

Энциклопедический словарь:

Памятник — 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами). 2) Произведение искусства, создается для увековечения людей или исторических событий; скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее развитый вид памятников — мемориальные сооружения.

И наконец, Федеральный закон № 73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Если обобщить определения, отделить то, что относится к малым формам, литературе и археологии, мы получим, что памятник — это:

1) Произведение искусства в память о выдающейся личности или историческом событии: скульптура или архитектурное сооружение (скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие или иное мемориальное сооружение).

2) Объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества, представляющий ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющийся свидетельством эпох и цивилизаций.

Вооружимся этим и вспомним историю Краснознаменной группы.


Краснознаменная группа, вид с проспекта Ленина
Архивное фото

Историческое событие

16 ноября 1973 года город Свердловск (ныне Екатеринбург) был награжден орденом Ленина «За большие революционные и трудовые заслуги трудящихся города Свердловска, их выдающуюся роль в индустриализации страны, значительный вклад в обеспечение разгрома немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне, успешную деятельность по созданию материально-технической базы коммунизма и в связи с 250-летием со дня основания».

Орден Ленина — высшая награда СССР, аналогов которой в современной России нет. За всю историю Советского государства орденом Ленина было награждено 43 города (из них 12 городов-героев и крепость-герой Брест).

Для Свердловска награждение было историческим событием. Важнейшим для города, в годы Великой Отечественной расположенного в глубоком тылу, было признание вклада свердловчан в разгром фашистской Германии. Причем Свердловск стал первым «тыловым» городом в СССР, удостоенным высшей награды за вклад в Победу.

Увековечить награждение Свердловска орденом Ленина было решено не в виде стандартной стелы на въезде в город или на городской площади, а в виде уникального мемориального сооружения на недавно реконструированной плотине городского пруда. Именно такую задачу поставил областной Совет ветеранов, который объявил конкурс на проект памятника и собрал добровольные взносы на его установку.


Ролен Шеин, автор Краснознаменной группы (в центре)

Авангардный памятник

Над созданием Краснознаменной группы работали профессионалы очень высокого класса. За проектирование памятника взялся коллектив Уральского института технической эстетики и дизайна (ВНИИТЭ), возглавил работу его директор Ролен Андрианович Шеин. Наряду с художником и архитектором Галиной Федоровной Охлупиной, создавшей эскизный проект Краснознаменной группы, Ролен Шеин считается главным автором памятника. Он и сам достоин памятника.

Ролен Шеин, покинувший нас в начале декабря 2019 года, — отец-основатель уральской школы дизайна, крупнейший специалист по технической эстетике, великий организатор. Институт, который он создал, занимался всем — от экспозиций городских музеев до внешнего вида военных машин и расчета шахтных пусковых установок с ракетами. Еще до Великой Отечественной войны Шеин занялся живописью, архитектурой, эстетикой и не бросал эти занятия даже во время боевых действий. Возможно, военный опыт помог ему стать тем, кем он стал: умение воевать и руководить коллективом в экстремальных условиях соединилось с умением создавать прекрасное — и в результате родился Институт технической эстетики и все его проекты. Одним из которых стала Краснознаменная группа.

Ролену Шеину, Галине Охлупиной и другим художникам уральского ВНИИТЭ удалось вложить в Краснознаменную группу очень разные смыслы, все из которых оказались уместны. Шпили Краснознаменной группы — это и друзы уральского горного хрусталя, и красные стяги, и штыки защитников Отечества. Сам памятник — это и военный редут, и костер, который согревает на холодном ветру городского пруда, и бажовский Каменный цветок… И даже космический корабль, взрезающий небо, взлетающий «из глубины уральских руд» к новым мирам и планетам… Ни один «классический» монумент не смог бы вобрать в себя так много смыслов.

После того, как Краснознаменная группа была спроектирована, за ее воплощение в металле взялся Завод имени Калинина — рабочие и инженеры легендарного ЗиКа делали все технические расчеты, сварку шпилей из «космического» алюминиевого сплава, установку на затворной камере плотины. И если говорить, что памятник, кроме безусловной исторической и эстетической ценности, может обладать ещё и ценностью научно-технической (вспомним определение памятника), то в Краснознаменной группе это продемонстрировано в полной мере.

Одновременно со шпилями создавалась копия ордена Ленина — в мастерских уральского мастера Минулла Фаттахутдинова. Орден был отчеканен из алюминия. Менее чем через год после награждения Свердловска высшей государственной наградой, в начале мая 1974 года, памятник был возведен и торжественно открыт на плотине городского пруда.


Плотина городского пруда Свердловска
Архивное фото, 1980-е

Сердце города

Выбор места для Краснознаменной группы не был случайным. Главный памятник и главная награда города могли по-настоящему раскрыться только здесь. Плотина городского пруда — это сердце Екатеринбурга. Отсюда начинался город, здесь стояли его первые заводы. В старых цехах заводов уже в ХХ веке, во время войны, работали военные предприятия. После, в 60-е и 70-е годы, Плотинка стараниями мастеров уральской архитектурной школы стала такой, какой мы знаем ее сейчас — главным городским пространством, историческим и общественным.

Плотинка уникальна. Она является историческим и геометрическим центром Екатеринбурга, в котором пересекаются две самых главных пространственных и содержательных оси города. Это содержательная ось природы и истории, река Исеть, а также ось истории и общества, главная улица.

До определенного момента центральная точка плотины, место пересечения главных осей и сердце города, никак не была закреплена. Здесь должно было появиться нечто знаковое. И возникла Краснознаменная группа, она стала главным знаком, главным элементом и символом города. Причем именно города — есть «пространство области», Октябрьская площадь, есть «пространство государства», площадь 1905-го года с памятником Ленину. Плотинка всегда была «пространством города». И Краснознаменная группа с ее удивительной формой, соразмерная, но при этом очень яркая, смогла раскрыть Плотинку, завершить композицию и стать ее украшением.

Часто появление архитектурного элемента разрушает пространство. Любая круглая скульптура скрывает то, что за ней, имеет заднюю и переднюю часть. А Краснознаменная группа с ее «сквозистой» формой только акцентировала главную точку. Акцент работал везде: при виде с набережной, из Исторического сквера, с улицы Ленина.

Это стало особенно заметно с утратой Краснознаменной группы в 2013 году. «На замену» городские власти, при всем желании, так и не смогли предложить ничего толкового. Кроме придуманного одним бойким политтехнологом «памятника пустоте» — его мы и наблюдаем уже семь лет. А что значит пустота в сердце города?


Краснознаменная группа

История и будущее

Уже после сноса Краснознаменной группы ее создатель Ролен Шеин обратил внимание на интересный факт. В свое время он был очень дружен с другим крупным художником советской эпохи, его ровесником Эрнстом Неизвестным, тоже свердловчанином. И в 2013 году он был приглашен на открытие музея Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге, где впервые в жизни (!) увидел Цветок Лотоса — архитектурную композицию, сделанную Неизвестным для египетского Асуана. Шпили, симметрия, всесторонний обзор… Родной брат Краснознаменной группы!

И в этом нет плагиата или заимствования. Оба монумента — уникальны. Просто и тот, и другой являют собой яркий образец художественного мышления эпохи. Объемность, оригинальные цветовые решения, внимание к материалу, и при этом незыблемые симметрия, ритм, гармоничность, возвышенность форм, устремленность вверх… Это черты стиля 50–70-х годов, переосмысление советского конструктивизма и мирового архитектурного опыта, помноженное на научный прогресс и мечту о Космосе.

Этот стиль, отразившийся в малых и больших архитектурных формах, градостроительных решениях послевоенного СССР, не вполне правильно называемый советским модернизмом, наряду с авангардом 20-х сейчас рассматривается как источник выхода из ловушки постмодернистской архитектуры. И это же надо: в пику интересу всех архитекторов мира снести одно из самых ярких произведений советского модернизма в стране!

Впрочем, для сносивших Краснознаменную группу чиновников искусство закончилось в XIX веке или вообще не существует как категории. Вопрос не к ним, а к нам: научимся ли мы, граждане страны, ценить историю, различать прекрасное и ужасное, давать отпор разрушению того, что является — хоть по закону, хоть по-человечески — нашим культурным наследием и историческим достоянием.

Читайте также: Краснознаменную группу в Екатеринбурге восстановят «под контролем горожан»

Возвращение Краснознаменной группы сегодня является необходимым, справедливым и правильным. Это уже больше, чем памятник. Это честь и достоинство целого города. Это память о его жителях, ковавших Победу в тылу и воевавших на фронте. Это память о его замечательных художниках и архитекторах, способных создать такое чудо. И это живая история общественной, гражданской борьбы за возвращение важнейших исторических, культурных и эстетических кодов общества. Гоните прочь «экспертов» и «поклонников пустоты», которые этого не понимают.

 

Артемий Брусницын

Источник