Краудсорсинг-проект "Моя библиотека"

В октябре 2015 года проходил Краудсорсинг-проект «Моя библиотека».

 

Цель проекта: совместно с жителями города разработать идеи по улучшению городских библиотек и формированию новых трендов их развития.

В ходе проекта участники предлагали идеи по следующим направлениям:

  • Комфортность пребывания;

  • Уровень сервиса;

  • Дополнительные услуги;

  • Дополнительные активности;

  • Клиентоориентированность библиотек.

http://crowd.mos.ru/archive/.

В этом проекте участвовала и я. Чтобы труд мой совсем не пропадал даром, выкладываю свою модель, предложенную к проекту. Предложения подавались отдельно, в разных отделах, здесь вы видите собранный воедино материал. Также в тексте используется глоссарий, предложенный организаторами проекта, некоторые термины которого, например, «дополнительные активности» чужды мне, но правила обязывают.

Комплексная система «Центр Книги».

«Что делать? Как жить? Почему так происходит? И что теперь…?»

Таких вопросов в нашей жизни было или будет, или «опять будет»  много. У кого мы просим помощи? У родителей, друзей, духовника и … ищем ответ сами. Не о всем хочется рассказать маме или подруге, вообще не хочется рассказывать, просто хочется понять, осмыслить, обсудить в молчаливом внутреннем диалоге, для себя, ведь и жизнь твоя. Но ты не первый, кто встретился с теми же проблемами, похожими проблемами, прохожей радостью или непохожем ни на чье горем.

И много лет до тебя люди жили, решали, думали. Как узнать о чем они думали? Как узнать решения, к которому пришли другие? Как оценить свои мысли и решения, с чем сравнить, где получить опыт, накопленный веками?

В книге, в любом написанном источнике информации. Будь то Библия или статья…

Вот, что такое книга для человека, человечества, для всех. Именно поэтому крайне важно для нас людей, для каждого человека относиться с уважением к книге.

В них, этих «носителях информации» все человечество, вся культура. А не будет культуры – не будет человека, останется только животное, хорошее или плохое, но животное, которое не творит и не размышляет.

Так нужны ли нам книги? Нужны ли нам библиотеки? Нужно ли нам читать и уважать книгу? Ответьте себе сами…

Смысл моего предложения системе «Центр Книги» (Книги с Большой буквы).

Информацию, знания можно просто «получить». Но для того чтобы действительно понять все, что ты узнал, надо информацию ПРИСВОИТЬ. Пропустить через себя, рассмотреть с разных сторон, «пощупать и попробовать на вкус».

Представьте себе яблоко. О яблоке рассказали, яблоко показали, яблоко  увидел издалека, яблоко увидел вблизи, посмотрел слева и справа, взял в руки, пощупал, понюхал, попробовал, нашел похожие яблоки и т. д. В итоге понял, что же это такое – «яблоко», и рассказал о нём другим. Знания, как это яблоко, надо постичь, оценить и передать другим.

С помощью книг, информации человек осваивает все то, что было до него. Присваивает с помощью разных видов искусства знания поколений и поколений людей, которые жили до него в этом мире. И тогда он становится настоящим Человеком, который имеет внутри себя весь опыт человечества, всю историю развития во всем многообразии. Осваивает культуру.

Но мало сказать и понять, поставить цель деятельности. Надо найти средства для достижения цели. Вот вся система библиотек и является одним из средств освоения культуры, средством воспитания Человека.

А для того чтобы присвоение знаний было более полным, разносторонним, всесторонним, надо позвать на помощь и другие виды искусства, которые позволят не только получить знания (книга, статья, лекция и т. д.), но и услышать (музыка и т. д.), увидеть (живопись и т. д.), попробовать (театр и т. д.), передать (дискуссия и т. д.).

Для достижения поставленной цели необходимо создать комплексную среду, которую я назвала «Центр Книги».

В данной модели не указаны те базовые компоненты, которые известны всем (основной функционал библиотеки). Акцент сделан на дополнениях к основе, которая важна как фундамент.

1.                Предложение «Библиотекарь – лоцман»

Начиная с момента широкого распространения книг, контроль за содержанием и распростране­нием информации в Российской империи, а позже в СССР, осуществляли государствен­ные органы. И только в конце 20 века уровень контроля значительно снизился, контроль фактически был отменён. Это, с одной стороны, привело к увеличению доступной информа­ции (печатная, электронная, Интернет и т. д.), но с другой – ее количество и ка­чество настолько возрасло, что обычный рядовой читатель не в состоянии разобраться в том, что ему следует читать.

Более того, появились в свободном доступе такие книги, статьи, печатные издания в целом, которые содержат негативную информацию, вредоносную – наносящую вред здоровью и развитию несовершеннолетних граждан, например. Есть даже Феде­ральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от инфор­мации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который разъясняет, какая ин­формация наносит вред ребенку.

Помимо вредной информации, от которой нужно защищать, есть огромное ко­личество просто разнообразной информации, которую невозможно без специального образования, без специальных умений систематизировать, да что систематизировать, просто ознакомиться с ней.

Однако мало с информацией ознакомиться, поделить, ее еще нужно и оценить с точки зрения воспитания, нравственности, морали, особенностей душевного состояния чело­века, возраста и т. д. Все мы сталкивались в жизни с тем, что именно в литературе мы ищем ответ на многие вопросы, которые нас волнуют. И волнуют именно сейчас, в данную минуту, в данном возрасте.

Подросток, который первый раз влюбился; женщина, которая рассталась с му­жем; человек, задумавшийся о смысле жизни; ребенок, которому надо понять, что хорошо и что плохо и т. д.

Кто поможет, направит, составит лоцманскую карту? Библиотекарь. И это не просто бездушный навигатор, систематизатор и сортировщик (что тоже очень важная и нужная функция, базовая и крайне необходимая), это наставник и проводник, кото­рый знает своих читателей, общается с ними, обсуждает книги, контролирует испол­нение законодательства РФ в части защиты от вредной инфолрмации, прокладывает дальнейший путь для ознакомления с нужной читателю инфор­мации.

2. Доступность и разнообразие «Центр Книги 1».

Важны и уникальны все формы информации.

  1. Книги:

– печатные издания разных лет:

  • академические издания 20 века – высокий уровень качества подачи мате­риала (полнота собраний, наличие сопроводительных статей, ссы­лок, вступительных статей, примечаний) и качества издания (бумага, шрифт, иллюстрации).

  • современные издания (расширение кругозора, ознакомление с новин­ками, современные направления иллюстрирования, подачи материала и т. д.

  – электронные книги (удаленный доступ и возможность работы с текстом).

   2. Периодические издания (массовые, популярные, академические, научные, уз­коспециализированные, специализированные, районные, федеральные, регио­нальные и т. д.) в электронном виде и печатном.

   3. Информация в сети Интернет.

Предложение № 1.

Максимальная оцифровка изданий для того, чтобы предотвратить невос­полнимую потерю уникальных изданий при списывании книг, пришедших в негодность.

Максимальное сохранение печатного фонда, экспертная оценка перед спи­санием.

Доступность и разнообразие «Центр Книги 2».

Предложение № 2.

Пополнение современными изданиями,  экспертная оценка для разделения по критериям: ввести в фонды в электронном виде или ввести в бумажном виде. Оценивать должны по адресуемому возрасту (ребенку важно держать книгу в руках, важен шрифт, иллюстрации и т. д.), востребованности (классическая литература нужна боль­шему количеству людей, чем специализированные статьи и журналы).

Доступность и разнообразие «Центр Книги 3».

Предложение № 3.

Периодические издания систематизированы и доступны в общей сети биб­лиотек в электронном виде. Систематизация

  • по адресуемому возрасту (0+, 8+,12+ и т.д.),

  • по адресуемой социальной группе (студенты, пенсионеры, семьи с детьми, дети, взрос­лое работающее население),

  • по темам (политика, кулинария, путешествия, новости и т.д.),

  • по политическому устройству страны (регион, муниципалитет, феде­ральный уровень и т.д.),

  • по странам.

Доступны газеты и журналы в читальном зале в печатном варианте по списку, составленному по запросу посетителей библиотеки. Для его составления можно использовать анкетирование как в бумажном варианте, так и удаленное – в электронном.

Доступность и разнообразие «Центр Книги 4».

Предложение № 4.

Общий электронный каталог для всех библиофондов,  возможность заказа книги, возможность удаленной консультации библиотекаря, информация о том, в каком виде и где есть нужное издание, предварительная подборка литературы.

Доступность и разнообразие «Центр Книги 5».

Предложение № 5.

К сожалению, в данный момент, учась и работая, сталкиваюсь с тем, что при необходимости получить нужную информацию, приходится ехать в Ленинку, т. к. нет в районных библиотеках нужного издания, нет всех изданий в одном месте и т. д.

Необходимо создать информационное пространство, например, «библиомир», рубри­катор, который позволит создать «списки для себя» под запрос потребителя услуг биб­лиотеки. Самое важное – нужна возможность в он-лайн режиме получить консульта­цию специалиста – библиотекаря. Важно согласовать время получения книг, место возможной работы с информацией, стоимость дополнительных услуг по копированию и т. д. – спланировать свое время и время библиотекаря.

  • Адресность услуги и обратная связь с читателем.

  • Связь по электронной почте с читателями библиотеки, адресная своевременная рас­сылка о мероприятиях, напоминания.

  • Возможность проконсультироваться с библиотекарем удаленно о том, что читать, об­судить новинки.

  • Возможность обсудить интересующую тему с библиотекарем и составить подбор воз­можных книг по этой теме в соответствии с возрастом и т. д.

  • Работа с потенциальными читателями в блогосфере для привлечения на мероприятия библиотеки.

  • Ориентация на социальные группы населения.

  • Система работы, ориентированная на читателя, работа по профилю. Всем понятно – для того, чтобы удовлетворить запрос студента, нужно одно, для того, чтобы помочь семье – другое.

Необходимо районные библиотеки сделать работающими по профилю:

1.                Семейная библиотека:

  • График работы – обязательная работа в выходные (зато понедельник и втор­ник, например, могут быть нерабочими). Часть дней в неделю работа начинается раньше – ориентирован график на мам с дошкольниками, ко­торые могут прийти в первой половине дня. В оставшиеся дни – вторая по­ловина дня, чтобы могли прийти после работы всей семьей. В дни школь­ных каникул – особый график работы.

  • Подборка мероприятий, дополнительных активностей и т. д. в соответ­ствии с запросом семьи, планирование мероприятий по работе с читателем на основе мнения читателя, выяснение запроса и отклик на него.

2.                Детская библиотека:

  • график работы с учетом учебного процесса (утром дети учатся, есть кани­кулы);

  • подбор мероприятий в соответствии с возрастом и школьной программой (для этого необходимо тесное взаимодействие со школой, обсуждение совместного плана работы);

  • подбор материала для разных классов в соответствии с программой школ именно своего района (ведь школы бывают разные: с углубленным изучением, гимназии, лицеи, с медицинским профилем, биологическим и т. д.);

  • составление комплексных списков, позволяющих работать над проектами (Федеральные государственные образовательные стандарты), куда будет вклю­чен не только список литературы, но и мероприятия по данной теме;

  • помощь в реализации разработанного школьниками продукта и трансляция опыта другим школам (один школьник, класс, группа школьников работали над проектом «Пушкин А. С.», продукт проекта – литературно-музыкаль­ный  вечер. Помимо показа в школе, этот вечер можно провести и в биб­лиотеке, которая помогала в работе, и находится в курсе событий. На него придут уже не только родители школьников, сами школьники, но и другие посетители библиотеки. А также можно пригласить школьников другой школы, наладить взаимодействие).

3.                Взрослая библиотека делится на 3 направления:

  • студенты,

  • пенсионеры,

  • работающее население.

Учет потребностей данных групп должен быть выражен в графике работы (пен­сионеры – утро и день, работающие взрослые – свободные вечера и выходной, сту­денты – вторая половина дня, вечер). Можно разделить по дням недели (день для сту­дентов с таким-то графиком и т. д.), тем самым оптимизировав нагрузку на библиотекарей без изменения продолжительности рабочего времени.

  • Обязательный подбор литературы по темам.

  • Обязательное наличие цифровой базы.

  • Взаимодействие с колледжами и вузами района.

  • Взаимодействие с колледжами и вузами города по профилям, объединение баз данных.

  • Взаимодействие с общественными комитетами (ветераны, профсоюзы и т. д.) и другими обще­ственными организациями.

Предложение № 6.

Информационная поддержка.

Крайне необходима информационная поддержка библиотеки по  направлениям:

  • социальная реклама на уровне государства (популяризация чтения для всех масс населения) с использованием государственного ресурса (СМИ и т. д.);

  • информационная поддержка пользователей (адресная рассылка, ведение сайта, ра­бота в блогосфере);

  • привлечение читателей:

– размещение плакатов в подъездах (досках объявлений), домах культуры, досу­говых центрах, поликлиниках;

– размещение информации в школе (плакаты);

– размещение информации на сайтах госучреждений (школы, муниципалитеты, управы, поликлиники и т. д.);

– создание единого центра-информатора (сайт) с перечнем доступных мероприя­тий в библиотеках г. Москвы (например, по ссылке с ПГУ. МОС).

Предложение № 7.

Wi-Fi

Крайне необходимо для возможности работы со своим переносным устройством (это поз­волит оптимизировать расход средств библиотеки на закупку оборудования, что явно де­шевле покупки техники и обслуживания ее).

Автоматы с кофе, шоколадками и т.д.

Необходимо выделить отдельную от читального зала и фондов зону для того, чтобы можно было утолить голод. Больше всего подходит для этого фойе библиотек, в кото­ром нужно поставить автоматы с кофе, шоколадками и т.д. (нет необходимости рас­ширять штат и нет проблем с Роспотребнадзором), оборудовать зону со столом, креслом (стулом).

Комплексность.

Возможности:

  • ксерокопирование,

  • сканирование,

  • покупка электронного или бумажного варианта (взаимосвязь с интернет-магази­нами, библиотека – пункт выдачи),

  • брошюровка,

  • ламинирование.

Предложение № 8.

Рабочее место читателя.

Оборудовать рабочее место перегородками перед лицом и минимальными перегород­ками по бокам, оснастить индивидуальным источником света. Позволяет сохранить рабочую атмосферу. Пример – Библиотека им. Ленина.

Предложение № 9.

Культурный фронт. Многогранное освоение культуры.

Создать систему клубов (на общественных началах силами посетителей библиотеки, общественных организаций), позволяющих осваивать культурное наследие с различ­ных сторон.

Библиотекарь выступает первичным организатором и помощником, биб­лиотека – материальная база, ведущие клубов – участники проекта. В дальнейшем роль библиотекаря сводится к его основному функционалу – помощник-лоцман.

Подходит для всех возрастов и всех социальных групп населения, соответствует ФГОС (проектная деятельность).

Примерная структура (описывается действующая сейчас модель, созданная силами общественников) https://vk.com/kultszao

  • Литературный клуб.

  • узыкальный клуб.

  • Театральный клуб.

  • Киноклуб.

 

Система работы.

Выбирается тема. Например, «Культура и искусство в античные времена».

Далее в каждом клубе разрабатывается мероприятие, посвященное данной теме.

Например, в литературном клубе это чтение и обсуждение «Илиады» Гомера, в кино­клубе – просмотр и обсуждение соответствующего фильма, в музыкальном – прослу­шивание и обсуждение музыки на эту тему, в театральном – постановка и обсуждение спектакля.

Мероприятия клуба проходят на 4 – 5 площадках в разных районах округа. Повторя­ются раз в 2 недели (примерно). Получается, что в каждом районе раз в две недели проходят по очереди все клубы (смотрите информацию в прикрепленном календаре). Это решает проблему территориальной доступности и позволяет людям в случае про­пуска интересующего мероприятия посетить его в другом месте.

Материальные затраты.

Нет.

Решение проблемы доступности для всех.

Театральный клуб действует в формате «Театр без зрителей». Раздаются сценарии, и по ним, с листа читается и разыгрывается драматическое произведение. Участвуют все присутствую­щие (можно быть картиной или стулом, но нельзя быть во время спек­такля оценивающим зрителем). Это позволяет снять психологическое напряжение, вызванное стесни­тельностью людей, и принять участие всем без предварительной подготовки. Как вари­ант развития – постоянно участвующие, увлекшиеся этим участники собираются дополни­тельно и отдельно ставят спектакль в другом формате (элемент развития).

Музыкальный клуб – как вариант, прослушивание в записи произведений. Нам в действующем «Культурном фронте»  удалось привлечь талантливых студентов музыкальных училищ, которые на бесплатной основе (и с радостью) участвуют в музыкальных ве­черах.

Особенности и польза.

Каждый клуб подразумевает обязательное обсуждение, общение, доступность для всех без предварительной подготовки. Возможность участия детей, взрослых, взаимодействие со школой и т. д.

Развитие.

Расширение числа тематических клубов. Даже здесь на портале вопрос:  «Что бы вы еще хо­тели  видеть в таком проекте?» показал заинтересованность людей и были получены предложения:

  • дискуссионный клуб;

  • краеведческий клуб;

  • исторический клуб;

и т. д.

 

Кульчицкая Анна, РВС.