Криминализация родителей не устраняется принятым 27 января законом

В связи с принятием 27 января Государственной думой закона, устраняющего приравнивание в Уголовном кодексе РФ родственных отношений «преступника» и «жертвы» к отношениям вражды и ненависти со стороны первого, в социальной сети появилось очень много опросов по поводу допустимости семейного насилия. И порой эти опросы составлены настолько глупо, что возникает вопрос, понимают ли журналисты и обыватели суть внесенных поправок, знают ли они положение, которое создалось в УК РФ летом 2016 года, когда одновременно с декриминализацией побоев в отношении чужих людей произошло усиление ответственности за те же действия людей родных. А между тем, из-за изменения в последние годы практики применения статьи УК РФ, касающейся побоев, по этой статье привлекались (и продолжают привлекаться) не только чужие люди, выясняющие отношения силой, но и родители, применяющие умеренные физические меры воспитания.  Именно поэтому ужесточение этой статьи именно для родственников вынудило родительскую общественность бить в набат и сопротивляться.

Принятый 27 января в третьем чтении законопроект, исключающий категорию «близкие лица» из этой статьи смягчает ситуацию, но не ликвидирует принципиально непремлемое для родителей положение, запрещающее воздействовать на детей.

Напомню, что в статье 116 в УК РФ «Побои» говорится следущее: «Статья 116. Побои. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса наказывается…». Т. е. она касается любого причинения физической боли без последствий,  указанных в статье 115 (то есть без последствий для здоровья). Это значит, что она касается и подзатыльников, и шлепков, и насильственного удержания.  До лета 2016 года она предусматривала за эти действия, если они не совершались из хулиганских побуждений или мотивов вражды и ненависти, одинаковое наказание для чужих и близких людей: от штрафа до 3 месяцев лишения свободы. Дело по этому обвинению относилось к категории дел частного обвинения, что означало возможность в любое время закрыть дело при примирении сторон, если заявитель заберет свое заявление назад. Для тех, кто осуществлял подобные действия по мотивам вражды и ненависти или из хулиганских побуждений, предусматривалось наказание до 2 лет лишения свободы, и прекратить дело по примирению сторон было невозможно, так как дело относилось к категории публичного обвинения.

Раньше эта статья применялась только к обычным побоям и бытовому насилию между взрослыми людьми – и внутри семьи, и вне ее. К сожалению, в последние годы эту статью стали применять к родителям, применяющим физические меры воздействия на детей в воспитательных целях, так как эти меры подходят под описание преступления в данной статье: «совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ». Организация защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС), действующая с 2013 года и защищающая семью от произвола чиновников, неоднократно сталкивалась с подобными случаями.

Закон №323 от 3 июля 2016 года приравнял наказание для «близких лиц» с наказанием по мотивам вражды и ненависти, увеличив наказание для родственников по статье 116 до 2 лет лишения свободы, одновременно декриминализировав это преступление для чужих людей, совершивших его в первый раз. Чужие люди, причинившие физическую боль без последствий для здоровья в первый раз, привлекаются к административной ответственности (ст. 6.1.1. КоАП РФ) и наказываются штрафом, административным арестом до 10 суток или исправительными работами. За совершение этих действий во второй раз наказание для чужих людей остается таким же, каким и было до принятия закона №323 – уголовным наказанием от штрафа до 3 месяцев ареста (ст. 116.1 УК РФ).

Таким образом, с июля 2016 года возможное наказание для родителей, применяющих физические меры воспитания, увеличилось до 2 лет лишения свободы, тогда как наказание для чужого человека, ударившего ребенка в первый раз, является лишь административным.

Такое изменение УК РФ, криминализирующее мотивы родителей при воспитании детей и приравнивающие их к мотивам вражды и ненависти, возмутило общество, так как лишь 2% населения считает преступлением физические меры воздействия на ребенка в виде шлепков и подзатыльников.
IMG_1460_900.jpg

Более жесткую меру физического воздействия на ребенка – воспитание с помощью ремня – преступлением считают всего 7% населения:


Активисты РВС собрали и передали президенту Путину 213 тысяч подписей граждан России против закона №323 и в целом против внедрения в России ювенальных технологий, препятствующих воспитанию детей.

Собранные подписи оказали свое действие: осенью 2016 года в Госдуму был внесен законопроект, устраняющий криминализацию родственной связи в 116 статье УК. 27 января 2017 года законопроект был принят в третьем чтении. Этим законом устраняется разный подход к близким и чужим людям.  И те, и другие за причинение физической боли без последствий для здоровья, совершенное в первый раз, получат одинаковое административное наказание (ст. 6.1.1. КоАП РФ). В УК РФ остается статья  116.1, по которой и те, и другие будут получать за подобные действия, совершенные во второй раз, также одинаковое наказание – до 3 месяцев ареста.

При этом, с учетом изменившейся за последние годы правоприменительной практики, получается, что родители, применяющие физические меры воздействия на ребенка, все равно будут наказываться: в первый раз они получат административное наказание, второй раз – уголовное. Хотя очевидно, что воспитание детей с помощью физического воздействия в корне отличается от выяснения отношений с помощью силы между взрослыми людьми, независимо от того, являются эти взрослые люди близкими или нет.

Физическое воздействие на детей при воспитании в большинстве случаев преследует цель принести ребенку благо, а вовсе не оскорбление или боль: остановить ребенка от действий, наносящих ему вред, предупредить опасное поведение ребенка. Родители любят детей и в норме никогда не вредят им – в том числе и при применении наказаний. Применение умеренных физических наказаний не сказывается на развитии ребенка, и поэтому привлечение родителей за такие наказания к ответственности (и административной, и уголовной) ничем нельзя оправдать.

Таким образом, принятый 27 января закон не может быть достаточной мерой исправления законодательной ситуации в России, в которой подавляющее большинство населения не считает преступлением умеренные физические наказания детей родителями. Родители имеют право выбирать меры воспитания детей, пока эти меры не наносят ущерба физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Это право должно быть закреплено в Семейном кодексе и отражено в Уголовном кодексе: родители должны освобождаться от ответственности за применение физических мер воздействия на ребенка, если эти меры не вредят ребенку. РВС выступило с соответствующим заявлением еще в ноябре 2016 года и будет добиваться законодательного закрепления права родителей воспитывать своих детей.

Ольга Горянина, РВС.