Кто ведет войну с культурой в Красноярске, практики превращенных форм

Любой человек, который хоть раз в жизни задавался вопросом о том, что же такое культура, обращался за определением в словарь. И вообще, единственное адекватное поведение человека, это обращение к словарю в случае, когда ты сталкиваешься с явлением тебе мало известным.

Кроме словаря, пожалуй, имеет большой смысл изучить историю явления и его исторические и этнические традиции. Это даст какую-то фактур, и тогда, действительно, можно будет сказать, что человек как-то понял явление, ухватил его основную суть.

К сожалению, сегодня мы все чаще наблюдаем какой-то бред вместо осмысленного подхода культурного человека к знанию, науке и реальности вообще. Сегодня модно иметь мнение и нести всякую чушь и желательно без последствий для себя.

Но одно дело, когда ты несёшь всякую чушь в компании своих друзей, которым до реального образования и реальных знаний дела нет, это хотя бы не так позорно и не так преступно, и совсем другое дело нести всякую чушь от имени СМИ или министерства, например, т.е. от имени субъекта, влияющего на общественные взгляды и общественное поведение. Тут должны иметь место нормы и требования, в том числе законодательные. Также должна быть ответственность субьекта  за разрушительные, деструктивные высказывания.

В целом защитные механизмы должны существовать в самом обществе, благодаря им, оно (общество) должно отделять дерьмо от конфетки и защищаться от разрушительных воздействий. В случае, если этих норм больше не существует, общество теряет ориентиры и разлагается, вплоть до разрушения. И примеров тому в истории была масса.

Сегодня я хочу сказать несколько слов о понятии «культура». Культура определяется с древнейших времен как возделывание — возделывание человеческой души. Т.е. культура — это механизм преобразования человека в более сложное, тонкое, развитое существо. Так определял её еще римский философ Цицерон.

Картинки по запросу

Культура противопоставляет человека миру животных, культура делает из полуинстинктивного существа, родившегося в человеческом обществе, полноценного человека, с представлениями о нормах, о ценностях, о добре и зле, о прекрасном и ужасном и т. д. Т.е. она задает человеку ориентиры — каким ему быть и каким быть лучше. И если ты привьешь человеку культуру восхождения, то он будет считать развитие — добром, наличие норм — благом, которое позволяет индивиду социализироваться в обществе и развиться совместно с другими людьми, нравственность такой человек считает необходимостью и т. д.

А вот если ты задаёшь обществу культуру разложения, культуру деградации, культуру возвращения к животному началу — культуру низа (по Бахтину), то человек в нем, соответственно, дичает, регрессирует, нормы в его поведении отсутствуют. Такой человек считает беспорядочные половые отношения благом, семью — злом, нормы и правила совместной жизни — бредом, а вседозволенность — единственной ценностью. При такой установке на культуру, или правильнее сказать антикультуру, человек разрушается, общество разрушается. Установку на такую культуру могут транслировать в общество только его враги. Т.е., только если ты люто ненавидишь это общество, его народ и хочешь чтобы оно само рано или поздно развалилось, чтобы все скрепы, его объединяющие и удерживающие вместе, рушились, и общество превратилось в стадо животных, основными установками которого являются примитивные инстинкты. Поскольку есть те, кто именно такие установки транслирует, мы имеем право говорить о культурных войнах. То есть таких войнах, в которых обществу прививают такую культуру, которая это общество разлагает и разрушает.

К чему я все это говорю? А вот к чему.

Иду я по центру города Красноярска и вижу такую картину.

Что я понимаю из этой рекламы. Которую кто-то сделал, а кто-то заплатил деньги, чтобы ее повесить.

Во-первых, культура подменяется примитивными инстинктами. «Культура как секс» — провозглашается на плакате в центре города. Уже само это утверждение делает то, что известный специалист в теории карнавала М. Бахтин называл карнавализацией, т.е. смешением верха и низа.

Смешение высокого и примитивного. Бахтин утверждает, что после такой процедуры высокое, замазанное в дерьме, уже перестает быть высоким и его сакральность, ценность уничтожается. «Все священное и высокое переосмысливается в плане материально-телесного низа, или сочетается и перемешивается с образами этого низа».

Между прочим М. Бахтин почитатель и исследователь не менее известного разрушителя норм и сокровенности Ф. Рабле, спектакль по роману которого «Гаргантюа и Пантагрюэль» не так давно, со скандалом, презентовали в нашем Театре Оперы и Балета. Тогда я обращал внимание на то, что сибиряки не приняли его вульгарности, задачей которой как раз и является смешение верха и низа.

Приведу здесь цитату из этого произведения:

«Как-то раз я подтерся бархатной полумаской одной из ваших притворных, то бишь придворных, дам и нашел, что это недурно, — прикосновение мягкой материи к заднепроходному отверстию доставило мне наслаждение неизъяснимое. В другой раз — шапочкой одной из помянутых дам, — ощущение было то же самое. Затем шейным платком. Затем атласными наушниками, но к ним, оказывается, была прицеплена уйма этих поганых золотых шариков, и они мне все седалище ободрали. Антонов огонь ему в зад, этому ювелиру, который их сделал, заодно и придворной даме, которая их носила! Боль прошла только после того, как я подтерся шляпой пажа, украшенной перьями на швейцарский манер”.

Ну а в рекламе, с которой мы начали разговор, можно видеть тот же прием, который использует Рабле, и тот же прием, о котором говорит Михаил Бахтин. Хочу обратить внимание красноярцев на тот факт, что и в скандале с постановкой Рабле, и в данной рекламе присутствует одна и та же фамилия —   министра культуры края Елены Мироненко. Получается, что под ее одобрение какой-то креативщик создал это оружие разрушения общественных ценностей.

Теперь давайте дальше посмотрим, в рекламном плакате говорится о том, что культура — это метафора. Но говорится это в пошлом контексте, мол, когда ты смотришь на художника, а думаешь о голой бабе, то это и есть культура. Культура это тоже самое.

Но, во-первых метафора — это далеко не вся культура, а лишь художественный прием, что показывает просто безграмотность креативщика. А во-вторых, опять разговор с людьми ведется на примитивно низком языке, как со скотом.

И вся эта красота идет под вывеской «Авторитетного радио». Я правильно понимаю, что это позиция руководства радиокомпании? Т.е. руководство «Авторитетного радио» (АВ) занимается войной с собственным обществом? Занимается внедрением разрушительных установок на культуру низа, которая неизбежно ведет наше общество к еще большей деградации, чем мы сейчас имеем? Я правильно понимаю, что АВ считает общество скотом, с которым можно разговаривать на подобном языке, и ждёт, что никакой реакции он него не последует?

А может, дело еще серьезнее, и все это происходит при совместном действии и при одобрении министра культуры края? Приведу здесь фотографию Мироненко со Слоновым под очередным эпическим фэйлом «шедевром» Васи — «Ватным колоколом».

Т.е. есть я могу сделать вывод о том, что Мироненко, Вася и «Авторитетное радио» имеют общее желание надругаться на традициями и сакральностью народа, высмеять их и выставить это как культурную деятельность? Да еще и за наш счет, ведь налоги на зарплату Мироненко и министерства платим мы.

Журналист: Гениталии на сцене театра это нормально?

Мироненко: Если они в контексте.

В контексте чего, простите, вы нам все это здесь демонстрируете?

Никто не находит, что когда министерство образования борется с культурой, то это что-то напоминает? Правда, может быть, не все знакомы с понятием «превращенная форма».
Но вот что, все согласны с министром и готовы все это наблюдать? Или все-таки какая-то реакция последует?! Или мы уже совсем разучились защищать свои ценности и давать отпор разрушителям?

 

Степан Писахов, РВС