Культурный шок родителя

Сегодня мне на глаза попалась статья на Сибновостях под чудным названием "Красноярских детей с садика будут приобщать к культурным ценностям".

Культура облагораживает человека. И в связи с этим приведу пару строк из прочитанной мной статьи:

"Ключевая установка нового стандарта дошкольного детства - это реализация принципа разнообразия через содействие взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Дошколята должны приобщаться к ценностям нашей культуры, социализироваться в обществе, а не просто учиться писать, считать и читать."

На этих словах мне стало немного не по себе. Как понятно из текста, речь идет о новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования (ФГОС ДО), введенного в рамках вступления в силу нового закона "Об образовании в РФ". Но зачем противопоставлять "культурное развитие" учебе, чтению, счету и письму?! Читаю дальше:

"Это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности - игру. Новый стандарт призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка."
Оставлю подобное заявление без комментария, дабы послушать, как все сказанное выше поясняет руководитель главного управления образования Алексей Храмцов, его слова идут далее по тексту статьи:

«Дошкольное образование должно поддерживать точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором учебный компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Авторитаризма и строгих рамок быть не может. Увлекательное занятие, которое интересно дошколятам, не должно прерываться через 10 минут только из-за того что «так положено». Диктующая педагогика должна быть полностью изжита, её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы. Реализовав основные принципы нового стандарта, можно будет избежать ситуации, когда ребенку дают готовые ответы на вопросы, которых он не задавал. Стандарт дошкольного образования должен быть обращен к развитию, в котором ребенок проходит разные формы проектной деятельности, оставаясь исследователем».

А вот это уже стоит прокомментировать, вернее, перевести слова чиновника на понятный русский язык. Чиновник не договаривает (а может и сознательно умалчивает), что по новым ФГОС все воздействие на ребенка в детском саду сводится только к "организации пребывания". Причем воспитатель по факту становится "мебелью".


Например, нельзя ребенка "принуждать" рисовать. Тем более рисовать что-то по заданной теме. 

Но в плане-то стоит: рисование на тему "Зима". Воспитатель - по новым ФГОС - должен взять краски/карандаши и сесть рисовать. Рядом положить нужный материал для других детей. Дети должны заинтересоваться и тоже начать рисовать, причем именно "Зиму". НО, если ребенок не хочет рисовать, а хочет бегать, прыгать, ковыряться в носу или кричать - его нельзя "принуждать, заставлять", ведь это "авторитарность" в чистом виде. Кто хочет - тот рисует. Причем, что хочет и как хочет, а кто не хочет - пусть "развивается" так... Видимо, по принципу "культурной свободы".

Господин Храмцов, опять же, ничего не говорит, что для того, чтобы невозможно было придраться к качеству такого дошкольного образования и воспитания, полностью убрали все критерии развития и методики диагностики. Теперь есть "примерные параметры, границы роста, к которым можно стремиться", а основной метод диагностики - наблюдение. То есть, вся роль воспитателя сводится к тому, чтобы не мешать вашему ребенку "стоять на ушах" и смотреть чтобы он, не дай бог, эти уши себе не сломал. 


Также, по новым ФГОС:

Нельзя проводить "занятия" и выделять на них четкое время, как было раньше. Теперь, все занятия должны проходить в процессе "непосредственной образовательной деятельности", то есть игры;
Нельзя организовывать непосредственную образовательную деятельность, за столами;
Нельзя пользоваться тетрадями;
Нельзя дотрагиваться до детей. Даже обнимать, целовать, водить за руку;
Нельзя оценивать поведение детей ("ты поступил плохо" или "хорошо"). Этим мы нарушаем право детей на "только ребенку видимое индивидуальное развитие";
Нельзя рассаживать всех для совместного чтения.

Если ребенок хочет в этот момент громко кричать и бегать, перепрыгивая через ноги сидящих на ковре детей - нельзя останавливать, т. к. этим мы нарушаем его права - "ограничиваем двигательную активность, что ведет к причинению вреда здоровью".

Но самое главное то, что убирают параметры, по которым можно проконтролировать воспитателей. Ставятся рамки, не позволяющие ничего делать.

При этом снижается уровень профессионального мастерства, который дается на выходе из ВУЗа, снижается моральная мотивация деятельности, полностью "убивается" статус педагога как учителя и убивается уважение к профессии. Педагог переводится в сферу услуг, а родителей учат требовать оказания услуги, за которую они заплатили.
В такой ситуации большинство новоиспеченных педагогов решают проблему просто - проконтролировать их никто не может, "мебель" не обязана ничего добиваться. "Хотят эти дети ковыряться в носу и беситься - пусть бесятся. Нам то какое дело?"
А низкий уровень культуры и образования, морали у родителей - лишь усугубляют ситуацию.
Получается, что сейчас только "советские" педагоги - которые из моральных принципов не могут ничего не делать и смотреть на то, во что превращают детей - работают и воспитывают детей, учат их, потому что никто не может заставить "мебель стоять тихо".
Но даже те, кто приходит из ВУЗов с желанием работать, быстро "обламываются", зажатые с одной стороны начальством, которое выполняет заказ государства на разрушение образования и воспитание "стада", а с другой стороны - родителями, наученными требовать выполнения того, за что заплатили.

В общем, товарищи, всеми этими играми создаются условия "камеры хранения для детей". И уж кем теперь вырастет ваш малыш, зависит только от вас. Государство "умывает руки".

То ли это приобщение к культурным ценностям, о котором нам говорит господин Храмцов?! Родители: нам с вами говорят, что наше мнение важно!Так может пора уже его заявить?!

Владимир Волошко, РВС.