Малые смыслы заменили большие, разрушая будущее

Человек все больше опускается в мир «малых смыслов». 

26 сентября 2014 г. исполнилось 90 лет ВИЛЮ ЭММАНУИЛОВИЧУ ЧУДНОВСКОМУ – доктору психологических наук, профессору, ведущему научному сотруднику ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА РАО. С середины 1990-х гг. он работает над психологическими проблемами СМЫСЛА ЖИЗНИ. 

фрагмент из интервью: 

........И еще один урок, подтверждающий старую истину: человек – предмет воспитания; все дело в том, КАКОЕ это воспитание. 
Развенчание фашизма увеличивает шансы оптимальной перспективы существования человечества. В этой связи огромную значимость имеет моральная победа над фашизмом во Второй мировой войне. Моральный фактор этой победы должен работать и сегодня, и завтра, ибо ее смысл – победа человечности. Но работает ли? 

ФАШИЗМ снова поднимает голову. Маршируют колонны под знаком СС, собирает своих почитателей знамя Бандеры… Нужен обстоятельный научный анализ прошедших 70 лет. Но и невооруженным глазом можно заметить одну из главных причин возрождения фашизма: современный социум содержит ряд факторов, которые могут служить благоприятной психологической ПОЧВОЙ для возрождения НАЦИСТСКОЙ идеологии. Вот некоторые из них: тревожаще быстрыми темпами идет ДЕВАЛЬВАЦИЯ понятий «СОВЕСТЬ», «СПРАВЕДЛИВОСТЬ», «ИСТИНА». Все большую роль в жизни социума играет дезинформация. РАЗМЫВАЮТСЯ и смываются понятия ДОБРА и ЗЛА. Это нравственные категории приспосабливаются к узкоэгоистическим интересам отдельных социальных групп........ 

Есть основания считать, что своеобразное понимание свободы и прав человека способствовало тому, что воспитание ушло из школы (привычная логика: совершенствовать процесс воспитания труднее, чем отменить его). Теперь воспитывают Интернет, телевидение, которое преподает уроки насилия и жестокости и видит свою главную задачу в том, чтобы удовлетворять пассивно-развлекательную «потребность»… Не могу не привести в этой связи исторический факт. 1943 год. Середина войны, жестокой и кровавой, требующей огромного напряжения сил и средств: «Все для фронта, все для победы». И в этих условиях Правительство издает постановление о создании Академии педагогических наук, задача которой – координация и развитие исследований по проблеме человека, его обучения, воспитания, становления личности… 

Сегодняшний мир, который мы сотворили, УТРАЧИВАЕТ «БОЛЬШИЕ СМЫСЛЫ». Показательный факт в этом отношении – ОТМЕНА государственной ИДЕОЛОГИИ (своеобразная аллергия на идеологизацию духовной жизни, идеологическое давление, характерное для тоталитарного общества?). Между тем идеологизация – не вина идеологии, а следствие неправомерного ее использования, подчинения политике, превращения в средства прямолинейного давления на сознание человека. Идеология (термин введен французским философом Дестюд де Трасси в книге «Элементы идеологии», 1801 г.) означает не что иное, как систему взглядов, в которых осознаются отношения людей и цели социальной деятельности, идеология устанавливает основные принципы построения политики, этики, юриспруденции. Идеология – ФАКТОР СПЛОЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА, становления «больших» смыслов, если хотите – выражение взаимосвязи смысла жизни человека и человечества. Семён Франк 100 лет назад писал: «Наша собственная жизнь, несмотря на свою краткость и отрывочность, может иметь смысл, если она связана с неким ЦЕЛЫМ, а именно – с ОБЩЕЙ ЖИЗНЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА и всего МИРА. Это двуединство моего Я и мира должно сознаваться как вневременное и всеобъемлющее “целое”» (Франк, 1994, с. 509). 

В постсоветское время человек ОСВОБЖДЕН от идеологического давления «сверху». Но он освобождается и от РАБОТЫ в своем ВНУТРЕННЕМ мире, от ПОЗНАНИЯ себя, от СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ себя: сотворенный нами мир по-прежнему действует по принципу «Бытие определяет сознание». Измените бытие, введите рыночные отношения, разрешите частную собственность, и все образуется. Введите демократию, разрешите многопартийность, отмените цензуру… Изменения идут «сверху», извне. Н.А. Бердяев писал о «прямолинейной», «упрощенной» демократии, где новая жизнь ожидается исключительно от СОЦИАЛЬНОЙ среды, а не от ТВОРЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ в личности, где преобладает внешнее над внутренним, агитация над воспитанием, притязательность над ответственностью… (Бердяев, 1999, с. 465, 466). Человек все больше ОПУСКАЕТСЯ в мир «малых смыслов». 

– Но можно ли в жизни обойтись без «малых смыслов»? 
– Разумеется, нет. Я имею в виду не малые смыслы вообще, а «смыслы-эрзацы», «смыслы-ЗАМЕНИТЕЛИ» большого смысла. Смыслы «короткого замыкания», выбора пути максимального сопротивления. Знаете, когда думаешь о жизни современного мира, не покидает ощущение, что по мере развития человеческой цивилизации наряду с фантастическими достижениями научно-технического прогресса растет ПОВЕРХНОСТНОЕ отношения человека к жизни. Все ускоряющийся темп бытия заставляет СКОЛЬЗИТЬ по верхушкам. Нам некогда проникнуть в СУТЬ предмета, основательно продумать последствия своих решений и действий. Это относится и к СМЫСЛУ жизни. 

Сменяются цари и короли, парламенты и президенты, а мир бессмыслицы живет и здравствует. И справиться с ним, преобразовать его труднее, чем осваивать глубокий космос, потому что здесь требуется проникнуть в глубину своей собственной души. Л.И. Анцыферова, рассматривая способы построения истинного призвания человека, подчеркивает значимость постижения им своего внутреннего мира: человек должен быть проницаем для себя, обладать, как выражаются некоторые зарубежные психологи, прозрачным self-ом (Анцыферова, 2005.

Найти «большой смысл» своей жизни. Не пройти мимо действительно ЦЕННОГО существенно обусловливающего жизнь. Не абсолютизировать то, что является временным, преходящим. Услышать истинный голос своего призвания… А значит, и внести достойный вклад в строительство нашего общего мира. 

Эйнштейн о жизни.jpg

– Вы пишете, что школа – один из «механизмов» ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ судьбы человека. Так ли это? В какой мере такую роль может сыграть наша современная школа? 
– Известна идея Эрика Берна о том, что в семье, в основном под ВЛИЯНИЕМ родителей, закладывается некий психологический механизм, который в дальнейшем будет в большей или меньшей степени ОПРЕДЕЛЯТЬ жизнь человека. Он назвал его «жизненным сценарием». 
Есть достаточно оснований считать, что и в школе закладывается подобный сценарий, в определенной мере обусловливающий смысл жизни будущего школьника. Однако реальные факты заставляют усомниться в этом. Мне уже приходилось писать о проведенном в Санкт-Петербурге конкурсе сочинений старшеклассников. Специальное жюри проанализировало 25 тыс. (!) работ и сделало неутешительный вывод: «Настораживает ОТСУТСТВИЕ будущего. Как будто нынешнее поколение идет в пустоту, не представляя ни что их ждет, ни какими они станут» (Столяров, 2006). 

– Школа не оправдывает наших ожиданий… Традиционные вопросы: Кто виноват? и Что делать? 
– Виновато прежде всего наше отношение к процессу образования. Наше понимание его значимости в жизни. Размеры бюджета, выделяемого государством на образование, – конкретное выражение его значимости. Мы с упорством абстрагируемся от того факта, что развитие экономики, укрепление обороноспособности зависят прежде всего от ЧЕЛОВЕКА, решающего эти задачи, от его личностной позиции, от того, каков смысл его жизни… Как это ни парадоксально, мы недостаточно осознаем тот факт, что будущее человека (и общества) существенно зависит от того вклада, который вносит в это будущее процесс образования. От того отрезка жизненного пути, в начале которого – наивный первоклашка, в конце – в основном сложившаяся личность. 

Что говорить о человеческом факторе в экономике, если в современном процессе образования все отчетливей выступает тенденция «промахиваться мимо человека». Происходящие в этом процессе изменения направлены на то, чтобы ПРИСПОСОБИТЬ человека к требованиям рынка. «Новое образование должно работать на новую экономику» (из интервью бывшего министра образования газете «Известия»). 

– Но школа должна учитывать тот факт, что ее выпускник будет жить в условиях рыночной экономики? 
– Естественно. Но разве менее важно научить его быть личностью? Чтобы смысл жизни будущего «рыночника» не свелся к добыванию денег любым способом. (Важнейшая проблема, которая должна найти свою «нишу» в процессе образования – нравственная составляющая рыночных отношений.) 
Если поставить психологический диагноз негативным изменениям, произошедшим в процессе образования, то следует сказать, что нарушена целостность смысловой структуры этого процесса. Происходит отчуждение процесса образования от одного из основных его структурных компонентов – СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ взрослеющего человека. СМЫСЛ процесса ОБРАЗОВАНИЯ редуцируется до задачи предоставления образовательных УСЛУГ…