Манипуляционные техники рекламы

Реклама является одним из главных на сегодня идеологов и воспитателей наших граждан. Важным  культурным регулятором нашего общества.

Яркие, эмоционально нагруженные, постоянно повторяющиеся видеосюжеты влияют на наши вкусы, предпочтения, образ жизни и способ относиться к людям и к себе. Люди, которые думают, что реклама на них не воздействует, сильно ошибаются. Воздействие заключается ведь не только в том, чтобы побудить нас купить конкретный продукт прямо сейчас.

Каким именно образом реклама нас воспитывает? Например, она влияет на формирование у нас определенных потребностей, а затем и поведенческих стереотипов, направленных на удовлетворение этих потребностей.

Главный принцип воздействия современной рекламы на человека — это манипуляция.

Манипуляция — скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные вам действия. Немаловажный фактор манипулирования — сделать так, что бы человек сам захотел это сделать.

Такой подход — формирование у человека специфических потребностей — практиковался рекламщиками не всегда. В начале двадцатого века, когда рекламное дело только начинало развиваться, большое внимание уделялось запрету манипулятивных практик в рекламных информационных продуктах.

Например, в США в 30-х годах двадцатого века по этому поводу были написаны специальные законы. Существовало даже понятие американской модели рекламы. Это когда спрос у покупателей не формируется, а изучается, а далее производитель под этот спрос подстраивается. Т. е. если раньше проводились обширные маркетинговые исследование истинных потребностей населения, а далее производители, ориентируясь на эти исследования, выпускали на рынок тот или иной продукт, то теперь и производители, и рекламщики, активно переориентируются на другую модель: сначала формируем спрос, а потом выпускаем продукт.

Пример работы по такой модели — выпуск и продажа айфонов. Ну вот скажите, зачем человеку, у которого и так уже есть хороший работающий телефон, стоять всю ночь в очереди за очередным пятым (или каким там по счету?) айфоном? Ему не нужен этот телефон. Это искусственно сформированная потребность. И ведь это не отдельный сумасшедший индивид. Таких людей масса. Такое поведение норма жизни. Среди моих знакомых есть много разумных, образованных, очень уважаемых мною людей, которые покупают себе очередную игрушку, меченную клеймом откушенного яблока, как только она появляется на свет.

Общество потребления… квалифицированный потребитель... Термины, почти не вызывающие негативных эмоций. Раньше, когда подобная психология не была нормой, у нее было другое имя: мещанство.

Раньше все эти граждане, молящиеся на модные шмотки и еду, страдающие из-за отсутствия пармезана, хамона и прочего вкусного и сладкого смысла жизни, банально назывались мещанами. Вспомните, с каким презрением описывались подобные персонажи в русской и советской литературе. Сейчас все они считают себя утонченными и современными натурами, креативным классом. Культурные нормы поменялись.

Реклама (и ее заказчики, конечно) активно работает на формирование новых культурных норм. О том, как именно формирует, — в следующий раз.

Жанна Тачмамедова, РВС