Мария Мамиконян: Использование планшетов в детских садах будет тормозить развитие детей

Использование планшетов в дошкольных образовательных учреждениях может способствовать развитию у детей психических отклонений и задержек в развитии. Об этом заявила председатель общественной организации “Родительское всероссийское сопротивление” (РВС) Мария Мамиконян 1 апреля 2016 года в эфире радио “РСН”, комментируя очередные нововведения Министерства образования, сообщает ИА “СВ”.

Публикуем полную стенограмму интервью М.Р.Мамиконян:

 

Мамиконян М.Р.

 

Ведущий:

Я не знаю, шутка или нет, потому что новость пришла сегодня. Но, честно говоря, судя по тому, откуда она исходит, вполне себе с них станется.  Так что давайте обсуждать. 

Планшеты могут войти в образовательный процесс всех детских садов. Планшеты. Смоленск. 1 апреля. РИА «Новости».  Сегодня пришло.

«Планшеты могут стать частью образовательного процесса во всех детских садах России в ближайшие три года. » - заявил журналистам  зам. Министра науки и образования Ливанова Вениамин Каганов  во время посещения одного из детских садов Смоленска. Он  говорит:

- Года через три мы вряд ли найдем образовательное учреждение, чтобы не использовали такие технологии.

Отвечая на вопрос, когда планшеты будут применяться во всех дошкольных учреждениях, Каганов добавил, что по его мнению в общем в каждом регионе что-то подобное есть, но не во всех детских садах, не во всех группах. Дети дома-то все либо с планшетами, либо с компьютерами. Для них это — привычная среда. Задача в том, чтобы была польза, а не вред.

Ну в общем тут опять полумеры. Осталось вживлять планшеты уже на этапе зачатия, чтобы ребенок мог развиваться. Но вот пока до этого почему-то не дошли.

С нами Мария Мамиконян, председатель РВС. Мария Рачиевна, здравствуйте.

 -Здравствуйте.

- Я говорил, что я не знаю, шутка ли это первоапрельская, или нет, но судя по тематике, похоже, что не шутка. Хорошая это идея, или это очень тревожный и опасный процесс?

- Это идея крайне тревожная. Совершенно не понимаю,  в чьих головах она родилась.  Я могу себе предположить, что в головах тех, кто заинтересован в продаже планшетов. Это я понимаю. Где экспертизы, где мнения специалистов, психологов прежде всего по вопросу о том, допустимо ли это в детских садах, и как это влияет на психику детей. На самом деле, не смотря на исследования, которые говорят совершенно однозначно о том, что это крайне вредная для детей вещь. Она и в школе не полезна. Но уж особенно в детском саду. Потому что в это время формируется у ребенка мозг, формируется умение фантазировать, и т. д. Там, где ребенок работает пальчиками, ведь не зря изобрели пальчиковые игрушки.

-Моторика

-Активность развивается. Да, моторика. Она развивает мозг. Вместо этого — одно движение пальцем — и появляется плоская, что тоже очень не полезно, картинка. Нет усилия, с которым ребенок должен осваивать мир. Здесь вместо этого — мир вываливается в окошки. 

Кроме того, это не дает развиваться фантазии, которая развивается в любой игре, будь это игра с детьми, с педагогом, или игра с игрушкой любой объемной, которую можно представить так или эдак. Ребенок всегда фантазирует. Этот возраст детсадовский, когда эти вещи закладываются.

Вместо этого он будет сидеть, упревшись в экранчик на планшете, да? Замечательная идея. Ну что я могу сказать? Хотелось бы прежде всего выяснить, кто это допускает? Кто разрешает? Где экспертизы?

- Зачем кому-то? Там же есть зам министра образования  Вениамин Каганов. Этого нынче достаточно для того, чтобы... просто ведь... Я помню отчетливо несколько лет назад,  что-то подобное появилось про школы, что вот в школах поставят компьютеры, и дети там будут... Я отчетливо помню — было возмущение. Но прошло несколько лет, и все это стоит.

Мне попадались тут некоторые планы, связанные с развитием нано промышленности нашей, где есть чудовищные фразы о том, что каждый био объект должен быть связан с информационными глобальными системами напрямую через микро чипы в мозгах.  Я клянусь, я не шучу сейчас, это написано в программе.

- Я тоже слышала такие вещи, и даже читала.

- .. какие-то следующие моменты, связанные с реформированием образования и мотивацией. Говорят: Надо убирать прописи вообще, чтобы ручкой вообще не писали, потому что это все старомодно. Посчитать — есть калькулятор, а для всего остального — T9. Знаете — тедевятизация. Как в телефоне. Которая саму будет догадываться, о чем ребенок хочет написать, и будет предлагать варианты. Как в ЕГЭ — это же очень удобно.

- Ну,  я думаю вы понимаете, что говорить об этих улучшениях — явно риторически и с сарказмом. Вы понимаете, что это будет не улучшать развитие ребенка, а наоборот тормозить его

-Абсолютно верно. Рядом лежит планшет, который будет его связывать его напрямую с  глобальными информационными системами через соответствующие чипы, как угодно.  Но вопрос в том, как это...

- Ну конечно, он привыкает к этому как к норме общения. Он общается уже с сетью, а не с человеком. Есть масса примеров того, как это влияет на детскую психику. К каким это приводит последствиям всякого характера, включая суицидальные последствия. Все мы об этом знаем, слышим слишком часто. Мы понимаем, что такое аутизм , развивающийся у детей, от того, что они погружены в этот мир компьютера, и  напоминает кстати такую вот наведенную...  Это что, предлагается уже в детском саду начинать?  С детского сада?

- Вот и возникает вопрос, а как, вследствие того, что никто никого не спрашивает, да и сомневаться в том, что это будет, не приходится. Как что-то, - я даже не говорю — альтернативное предложить, - как хотя бы это не допустить?

- Я думаю, во-первых должен быть слышен родительский и педагогический протест. Потому что когда чиновники вместе с кем-то придумывают такие нововведения, они чувствуют себя неограниченными ничем. На них нет управы и окорота. Вот что самое главное . И если таковые и будут, если поднимется действительно определенная волна разумного протеста... Протест — это не значит выходить и кидаться в окна Министерства образования камнями. Я не это, естественно, имею в виду. Но разумные формы протеста не только возможны, но и необходимы в такой ситуации, когда речь идет о наших детях, и о том, что кто-то начинает распоряжаться их развитием, формированием их личности, формированием их интеллекта. И т. д. Это недопустимые вещи — то, что у нас творит Министерство образования. Причем ведь не только в детских садах.

- Уже и в детских садах!

-Да.  Теперь уже в детских садах. Но школьная реформа, которая длится 20 с лишним лет, это что-то чудовищное. Мы проводили опрос примерно летом этого года, перед своим большим родительским съездом, который был посвящен образованию, огромный опрос. В нем было несколько десятков тысяч опрошенных.  Очень репрезентативная выборка. И подавляющее большинство, по-моему 89%  нашего населения, причем разного, вы понимаете? -  разные социальные группы, возрастные и т. д.  - считают, что у нас ситуация с образованием чудовищная.

Но это же значит, это же сигнал о том, что нужно немедленно прекратить двигаться в том направлении, в котором двигаются вот так вот  уже два десятка лет. Но это нужно действительно оформлять в какой-то и более массовый и категорический протест, и предлагать какие-то идеи по реформированию отреформированного уже, которые бы дали возможность исправить ситуацию. Потому что мы получаем неграмотных школьников. Они во всех смыслах неграмотны, не только в плане русского языка.

- Да, далее уже со всеми остановками.

- Да, они поступают в какой-нибудь вуз, они выходят из вуза непонятно в каком состоянии. А высшая школа экономики уверяет нас, что все чудесно, и к ним попадают очень образованные абитуриенты. Простите, во-первых, они сами отбирают в элитных школах.  Во-вторых, это вообще принцип разделения населения на вот то самое элитное меньшинство, у которого будут возможности к образованию, и сейчас они есть, - и большинство, которое превращается просто в какую-то необразованную, неразвитуюи потому легко управляемую массу.

- Спасибо, Мария Рачиевна, к сожалению, у нас времени не осталось ...