Местечковый ералаш со свастикой

Если у кого единство и преемственность отечественной истории проявляется, так сказать, в натуре, так это у торговцев сувенирами с исторической начинкой. Такую совестливую картину мог наблюдать любой посетитель большой квазиисторической реконструкции, прошедшей в субботу в старинном Кремле древнейшего подмосковного райцентра.

Эти реконструкции проводятся в древнем местечковом Кремле далеко не первый год. Можно сказать, что это уже сложившаяся традиция.

 

 

 

 

В целом всё было очень похоже на то, что происходило в прошлом году, однако на этот раз было кое-что особенно настораживающее. Настораживало обилие и разнообразие всевозможных свастик на лотках многочисленных торговцев, изображавших средневековых русских (!) купцов. Судите сами.

 

 

Вариаций на тему свастики встречалось великое множество.

 

 

Здесь, например, свастика, совмещённая с тевтонским крестом (в середине).

 

 

Здесь то же самое, приправленное языческими амулетами животных.

 

 

Здесь и вовсе полный ералаш: свастики, животные-амулеты и языческие письмена в тесном соседстве с православными иконами.

 

 

Здесь свастика уже совсем ничем не замаскированная.

 

 

Вообще, складывается впечатление, что все торговцы черпали свои зловещие сокровища из одного мутного источника.

 

 

Пикантность сложившейся ситуации придаёт тот факт, что всё это совершенно открыто демонстрировалось и продавалось на территории Кремля, который делят исторический музей-заповедник, находящийся в ведении Минкульта РФ, и местное православное благочиние, находящееся в ведении РПЦ. Я уж не говорю о том, что рядом с этим блистательным ассортиментом свастик находились десятки полицейских всех калибров и столько же организаторов мероприятия с соответствующими бейджиками на груди. А также (о ужас!) самые высокопоставленные представители власти из местечковых администраций всех уровней.

А ещё вокруг ходило множество людей (на сайте местечкового информагентства ожидаемое число посетителей определили в 20 тысяч человек), и все они безучастно разглядывали эту многочисленную свастику так, будто именно её и ожидали увидеть на обильно политой русской кровью священной земле, под православными крестами древних церквей. Впрочем, большинство людей, как мне кажется, пришли сюда вовсе не ради истории, а ради «хлеба и зрелищ», что им и было в большом количестве предложено организаторами мероприятия.

 

 

Так проводится в жизнь объявленная районным руководством политика коммодификации исторического наследия (с). Говоря по-русски, надо подыскать подходящее историческое наследие и сделать его товаром, который будут покупать богатые туристы. Таким образом, местечковый райцентр должен вскоре будет стать международным центром туризма. И прошедшее мероприятие очень удачно укладывается в русло этой политики.

К сожалению, приходится признать, что на этом празднике свастики, зрелищ и жратвы менее всего было обещанной организаторами атмосферы Древней Руси.

 

 

Интересно, о чём думает этот малыш, зачарованный латами средневекового рыцаря? О том, как было бы здорово вырасти и надеть их на себя, и ... Или о том, как многочисленные псы-рыцари в таких доспехах шли свиньёй на русскую землю, но не раз были биты русскими богатырями? Мне трудно об этом судить. На прошедшем представлении об этом совсем ничего не говорилось.

Древние стены свысока глядели на бурливший внизу ералаш и отвечали на всё происходящее отлитыми в бронзу героическими событиями отечественной истории, свидетелями которых они были в суровые годы Великой Отечественной войны:

 

 

И в кровавые годы Смутного времени:

 

 

Но какое было дело до этих великих событий организаторам и участникам прошедшего ералаша со свастикой, жратвой и реконструкторскими баталиями, в котором о настоящей истории никто и не помышлял.

Сложившееся в современной России отношение к нашей истории не может не настораживать. Сегодня здесь - свастика в православном Кремле, в Питере - памятная доска фельдмаршалу Маннергейму, который этот Питер пытался вместе с Гитлером задушить в тисках блокады.

Неужели наша история стала нам больше не дорога? В таком случае, скоро нам придётся учить чужую историю. А мне чужая история не нужна, покуда у меня есть своя. И я от неё отрекаться не собираюсь.

 

Михаил Котов, РВС.