Министерство образования против Науки

Химия

Во вторник 3 апреля президент РАН Александр Сергеев выступил на Московском экономическом форуме.

Там он прямым текстом заявил, что пора бы уже отменить, наконец, в России ЕГЭ. Он мотивировал это тем, что в России стремительно падает престиж Науки, и что идёт утечка умов за рубеж.

Ответ не заставил себя долго ждать. Министр образования Ольга Васильева передала через пресс-службу ставшую уже привычной мантру о том, что система ЕГЭ позволяет поступать в вузы всем на равных условиях. Мол, не надо трогать ЕГЭ, давайте эту систему совершенствовать, и всё будет хорошо. Забавно, что пресс-секретарь Васильевой Андрей Емельянов даже проявил «заботу» о детях, добавив, что нельзя критиковать ЕГЭ во время подготовки к экзаменам, т.к. от этого у школьников будет стресс. Чуткий дядечка.

Полное название ведомства, которое возглавляет Васильева, — «Министерство образования и Науки». Т.е. Васильева либо не понимает, что ее задача помогать развитию науки в России, либо делает вид, что не понимает.

А вот Александр Михайлович — учёный. И для него развитие (хотя сейчас речь идёт, скорее, о выживании, если не о восстановлении) науки — не пустой звук.

Когда я слышу разговоры о необходимости сохранения ЕГЭ, мне сразу вспоминается прекрасный роман Митчела Уилсона «Живи с молнией» (в Советском Союзе его ещё издавали под названием «Жизнь во мгле»), рассказывающем о жизни молодого физика Эрика Горина. Через всё произведение проходит вопрос, заданный ему деканом университета в самой первой главе: «Скажите, почему вы хотите стать ученым?»

Эта книга ведёт нас через те препятствия, через которые приходится идти Горину, показывает нам, как мир сопротивляется его страсти к научной работе. И между прочим, в произведении не особенно-то и даётся ответ на вопрос, почему человек умудряется преодолевать эти трудности.

Профессор Олег Юрьевич Охлобыстин в своей научно-популярной книге «Жизнь и смерть химических идей» напоминает о частом сопоставлении науки с линией фронта между известным и неизвестным, а также о выборе, где на этой линии следует находиться — идти вместе со всеми, не забегая вперёд и не отставая, или же ринуться резко вперёд, в неизвестное. Это самое «резко вперёд» — и есть фундаментальная наука. И именно там, на неизведанной территории, и происходят все открытия. И только люди, чуждые конформизму, способны, по мнению Олега Юрьевича, заходить туда вдаль.

Уходить в неизведанное — большой риск, потому что результат никто не гарантирует. Может быть будет открытие, а может — нет.

Академик Сергеев прекрасно понимает, что не каждый человек, решивший заняться наукой, способен ответить самому себе на вопрос «почему вы хотите стать ученым?» Он знает, что для того, чтобы решиться двигаться в неизвестное, нужно долго и целенаправленно воспитывать в себе определённые качества, которые помогут это сделать. Наука — это не просто изучение нового. Это — целое мировоззрение, предполагающее движение вперёд зачастую без ориентиров, вслепую.

Задача школьного образования — дать общие знания и навыки для всех профессий. Если человек поступает в вуз, т.е. выбирает занятие наукой, то ему нужны дополнительные знания и навыки, а также некоторое взросление, чтобы быть готовым их применить.

Задача ЕГЭ как инструмента разрушения образования состоит в том, чтобы схлопнулась разница между выпускным школьным экзаменом и вступительным институтским. Только убрав эту разницу, можно ликвидировать дополнительное образование. В этом же задача сторонников ЕГЭ — пусть исчезнут учебные кружки и секции, где дают навыки, как воздух необходимые для того, чтобы ученик получил возможность для профессионального овладения новыми высотами в выбранной им профессии.

Почему же министр Васильева делает вид, что не понимает этого всего? Попробую сделать предположение. Я уже ранее описывал более подробно схему, как ЕГЭ уничтожает возможность для человека реализовать себя в какой-то профессии, рассказывая, как в Москве идёт попытка ликвидации знаменитого Центра детского творчества «Созвездие» в Тропарёво-Никулино.

Так вот, в ходе борьбы родителей и педагогов с помощью «Родительского Всероссийского Сопротивления» за «Созвездие» выяснилось, что ликвидация дополнительного образования — только часть борьбы с будущим России. Учебные заведения сейчас уже используются не только для ликвидации как дополнительного, так и обычного образования. Я описал, как в школах Москвы пропагандируется толерантность, как ученикам навязывают глухую антисоветчину, как продвигаются, не побоюсь этого слова, античеловечные методики «воспитания» вроде Монтессори, как на все эти фокусы спокойно реагируют в департаменте образования...

Давайте теперь просто посмотрим, кто непосредственно исполняет эту грязную работу по лишению наших детей будущего. Приведу пример из истории с тем же «Созвездием». Новый директор Александр Котягин решил дать интервью внутришкольной детской газете. Как думаете, что директор должен был бы сказать ученикам? Дать им какой-то хороший совет? Пожелать им хорошо учиться? Посоветовать идти за своей мечтой?

Заявления директора вас изумят. Вот ссылка, если не верите: http://vk.com/wall-146437334_789

Директор Котягин прямым текстом заявил, что в детстве хотел стать вождём племени, что пошёл в педагоги потому, что за девчонками увязался, которые шли сдавать экзамен, что в школе он не делал домашние задания и был троечником.

Ещё раз напомню, это — школьный директор, которому родители доверяют своих детей, надеясь, что из них вырастут добропорядочные граждане нашей России. Этот директор говорит, что стал большим начальником, потому что плохо учился и бегал за девочками.

Осознав это, становится понятным, почему министр Васильева пошла против РАН. Она испугалась, что в противном случае ей придётся воевать с армией таких вот котягиных и покрывающих их в депобразах чиновников. С интеллигентами в очках Васильевой спорить явно проще.

Жаль, что долговременное существование России при таком раскладе является крайне проблематичным.

P.S. С тем, как идёт борьба за сохранение «Созвездия», можно знакомиться в нашей группе в ВК: http://vk.com/za_sozvezdie