Наложим санкции сами на себя!


Изображение: Фото предоставленно автором статьи
Памятник французским летчикам и русским механикам авиаполка «Нормандии — Неман». Москва, Лефортово

О возмутительной расправе московских властей с памятью о «Нормандии — Неман»

Историк авиаполка «Нормандия — Неман» Рене Барки однажды сказал: «Мой отец всегда говорил, что Франция добилась свободы от нацистской Германии только благодаря Советскому Союзу. Эти слова врезались мне в память. Теперь, когда вновь появилась угроза для мира на земле, единственный способ не допустить войны — помнить и чтить свою историю. А история французов неотделима от истории русских людей».

Барки называет два символа русско-французской дружбы — это авиаполк «Нормандия — Неман» и писатель Антуан де Сент-Экзюпери, чьи книги нашли сильный отклик в СССР, стране — покорителе неба и космоса.

====================================================

«Нормандия — Неман»

«Нормандия» изначально создавалась как авиагруппа, что в структуре ВВС РККА соответствовало полку (60–63 самолета). Первоначально предполагалось направить в СССР авиадивизию в составе двух истребительных и одного бомбардировочного полка, но затем противодействие Великобритании и вступление США в ноябре 1942 года в войну в Европе сильно изменило эти планы. Отправка пополнения летчиков-истребителей была приостановлена, а бомбардировочный полк «Бретань», готовившийся к отправке в СССР на авиабазе Раяк в Ливане, был переведен в Алжир. В итоге к моменту отправки на фронт в СССР в составе «Нормандии» находилась только одна эскадрилья. Да и ту задержали на два месяца, пока летчики сами не потребовали отправить их воевать, не дожидаясь прибытия пополнения.

22 марта 1943 года «Нормандия» была переброшена на аэродром Муковнино в Калужской области и была включена, несмотря на возражения французской военной миссии, в оперативное подчинение 204-й бомбардировочной дивизии в статусе эскадрильи. Через 2,5 месяца — после прибытия второй эскадрильи — «Нормандии» вернули статус полка.

Истребительная авиагруппа № 3, получившая название «Нормандия», была сформирована командующим ВВС «Сражающейся Франции» генералом Валеном на авиабазе Раяк (ныне территория Ливана). Отсюда и радиопозывной группы — «Раяк». Приказ о формировании был подписан 1 сентября 1942 года. Эта дата считается официальным днем рождения авиагруппы.

В СССР «Нормандия» прибыла в качестве сформированной боевой единицы. 25 ноября 1942 года было подписано соглашение об участии французских воинских частей в военных операциях в Советском Союзе. Оно начинается с фразы о том, что в СССР направляются сформированные боевые единицы.

О подлинной истории авиаполка и 12 распространенных мифах о его создании рассказал Сергей Дыбов — наш соотечественник, историк, живущий во Франции, руководитель Ассоциации Мemoire Russе («Русская память во Франции») в своей новой книге «Нормандия — Неман» и франко-советские отношения в годы Великой Отечественной войны».

Французский истребительный авиаполк «Нормандия — Неман» навсегда останется как память, как легенда, как символ франко-русской боевой дружбы. Существующие ныне полки во Франции и России — живое тому подтверждение.

Французам было важно во время войны получить признание их как силы. Признание, которое помогло им возродить свою родину как великую державу после войны. Им было важно сознание того, что в годы войны они не сидели по домам, а воевали. И воевали не в Шампани или Бургундии, а в России.

Точно так же это было важным для нас. Видеть и знать, что мы сражались за правое дело не одни, что мы сражались не только за себя, а за весь мир. Это было важно тогда, и это особенно важно сейчас, когда пересматривают и заново переписывают историю Второй мировой войны.

Легендарный французский летчик Жорж Гинемер — командир эскадрильи «Аисты» (слева), известный русский летчик Иван Орлов (справа)
Вот что пишет в своей книге «Эпопея «Нормандии — Неман» Герой Советского Союза, кавалер Большого Креста Почетного Легиона, полковник в отставке граф Ролан де ля Пуапа: «При перелете из Иваново на аэродром Полотняный завод мы сделали промежуточную посадку в Полери под Москвой. На этой базе, где находилось несколько сот советских пилотов, я произвел сенсацию в своей униформе наполовину русской, наполовину французской. Видя обращенные на меня взгляды моих коллег из Красной Армии, мне казалось, что они глядят на меня как на существо с другой планеты. Я уверен, что Гагарин произвел бы меньшее впечатление на марсиан…

Нас было только четырнадцать. Капля в море. Четырнадцать французских пилотов, которых бросили в гущу миллионов других людей. Вот что такое была «Нормандия» в начале 1943 г. Скорее символ, чем военная машина… хрупкий, но блистательный символ франко-русской дружбы, закаленный в водовороте из стократно превосходящих его Фоккевульфов и Мессершмидтов…»

О подвигах авиаполка, о них, «летчиках-охотниках», и важно отметить, отличных пилотах, которые в первые месяцы на фронте несли тяжелые потери, а затем научились эффективно воевать с фашистами в составе советских ВВС, написаны книги, статьи, сняты фильмы… Фильм режиссера Романа Кармена «Нормандия — Неман» стал одним из шедевров советского и мирового кинематографа.

Летчики авиаполка «Нормандия — Неман», воевавшего в составе 303-й авиадивизии генерала Г. Н. Захарова 1-й Воздушной армии генерал-полковника М. М. Громова, учились сражаться на советских истребителях «Як-9» в составе пар ведущий — ведомый. Более пяти тысяч боевых вылетов за 1942–45 годы, 273 сбитых фашистских самолета — итог боевой деятельности французских летчиков и советских механиков, обеспечивавших бесперебойность вылетов полка. 42 из 96 французских пилотов не дожили до Победы (из них четыре летчика легендарного авиаполка погибли в плену). Все летчики были награждены советскими орденами, четверо были удостоены звания Героя Советского Союза. Старейший из них, маркиз Ролан де ля Пуап, ушел из жизни совсем недавно…

По приказу Верховного Главнокомандующего И. Сталина авиаполк «Нормандия — Неман» вернулся во Францию на 42 самолетах-истребителях «Як-9», переданных в дар французским пилотам.

Ныне авиаполк «Нормандия — Неман» базируется на юго-западе Франции между Тулузой и Бордо на авиабазе 118 Мон-де-Марсан.

Авиабаза Мон-де-Марсан (фр. Base aérienne 118 Mont-de-Marsan) — фронтовая истребительная база французских воздушно-космических сил (Armée de l’air et de l’espace), где базируются две эскадрильи новейших истребителей «Рафаль» фирмы Дассо.

Изображение: Фото предоставленно автором статьи
Книги и фотографии музейной экспозиции Фонда «Мир Сент-Экзюпери». Библиотека — Культурный центр им. А. де Сент-Экзюпери

Летчики, Экзюпери и московская бюрократия
В 2008 году в знак русско-французской дружбы наследники Экзюпери дали юридически подтвержденное согласие на открытие Культурного центра имени писателя в Москве. Центр был открыт и стал знаменем для советских, российских и зарубежных летчиков и космонавтов, интеллигенции и всех тех, для кого тема неба имеет культурно-духовную составляющую. Для тех, кто ценит Экзюпери. И конечно, приезжали и выступали в этом центре пилоты авиаполка «Нормандия — Неман», историки, наследники Экзюпери и исследователи его творчества, представители российской и европейской интеллигенции.

Вот только московским властям всё это по какой-то причине оказалось ненужным, а понадобилась более расслабленная атмосфера кафе-библиотеки. Под различными предлогами Культурный центр Экзюпери в 2019 году расформировали, а его создателя — военного летчика, почетного члена Ассоциации «Нормандия — Неман» Мстислава Листова сместили с должности руководителя, подвергли травле и в ходе этого чуть не лишили здоровья. Уникальный фонд библиотеки вывезен и сейчас находится на даче у друга Листова.

У защитников Культурного центра была надежда, что вопрос поднимут на встрече Владимира Путина и Эммануэля Макрона в 2019 году после того, как из-за происходящего встревожились наследники Экзюпери. Однако эта надежда, к сожалению, не оправдалась. На письма героев Советского Союза и депутатов Госдумы президенту России и московским властям ответом были только бюрократические отписки.

Сейчас же наследники Экзюпери намерены отозвать имя писателя, поскольку Культурный центр уже не занимается просветительской деятельностью. И это — стыдно!

Изображение: Фото предоставленно автором статьи
Современный французский самолет — истребитель «Рафаль» и советский самолет Як-9, на котором воевали летчики «Нормандии — Неман» в годы Второй мировой войны

А совсем недавно МИД России получил письмо от Рене Барки:

«К сожалению, в Москве также отличились т. н. руководящие деятели «от культуры», которые ведут дело к международному скандалу вопреки заключенному 29 мая 2017 года президентами России и Франции «Трианонскому диалогу», открытому для углубления взаимоотношений между нашими странами.

В 2020 году созданную усилиями летчиков и космонавтов Библиотеку — Культурный центр им А. де Сент-Экзюпери авиакосмической специализации, получившую за 11 лет работы многочисленные благодарности и награды, ставшую местом общения наших военных и гражданских летчиков, Героев страны, космонавтов, ученых, ветеранов ВВС и реального, а не в отчетах, патриотического воспитания молодежи, вынудили прекратить свою деятельность и эвакуировать уникальные материалы, целевой книжный фонд и медиатеку, три музейных экспозиции и оформление, собираемые несколько десятилетий. Это произошло с помощью бюрократических интриг чиновников под эгидой московского департамента культуры, а фактически «пятой колонны», превратившей специализированное учреждение культуры в «доходный дом» для получения внебюджетных доходов и профанации творчества всемирно известного писателя-летчика. В условиях проводимой СВО на Украине это можно расценивать как саботаж установок президента о всемерном развитии патриотизма. Авиаполк «Нормандия — Неман» и его летчики, вместе с именем Сент-Экзюпери, в любой политической обстановке являются символами дружбы и исторических традиций между Россией и Францией».

Закончить этот материал, на наш взгляд, уместно словами писателя, летчика, который также должен был (по свидетельству генерала и дипломата Э. Корнильона-Молинье) лететь в 1942 году в СССР в составе пилотов эскадрильи «Нормандия», но этого не произошло — скорее всего, из-за разногласий с де Голлем, главой «Сражающейся Франции»:

«Настало время честных раздумий. Время наполнить смыслом слова, потерявшие всякую рыночную стоимость, потому что перед нами встают новые проблемы, запутанные и противоречивые. В том числе проблема чести и бесчестия. Главное: вернуть людям духовное содержание. Духовные заботы.

Антуан де Сент-Экзюпери»


Мстислав Листов

Газета «Суть времени»