Лидер группы Motor-Roller Ильяс Аутов на камерном концерте в Москве
С почти двухчасовым концертом выступили в «Московском театре «На досках» 13 апреля создатель песни «Брестские крепости» Ильяс Аутов и его группа Motor Roller. Слушатели долго не расходились, задавали вопросы, связанные с борьбой за советские, гуманистические ценности и с тем, как эти ценности можно отстаивать в современной культуре.
«Я до сих пор не могу очухаться от развала Советского Союза», — сказал Аутов в беседе со зрителями после концерта. Поколение, допустившее распад СССР, солист Motor Roller назвал поколением клятвопреступников.
Об этом и многом другом с артистом побеседовал корреспондент ИА Красная Весна
ИА Красная Весна: Ильяс, первый вопрос о публике, об этой атмосфере, вы о ней сейчас сказали на обсуждении — вот что это за публика и что это за атмосфера?
Аутов: Публика удивительная! Во-первых, публика очень умная, публика подготовленная — и это для нас был своеобразный экзамен. Потому что, когда мы выступаем перед такой публикой, а это бывает, к сожалению, очень редко — мы должны им показать очень хороший класс.
И судя по замечательной реакции, получилось у нас донести то, что мы хотели. И мы наладили контакт с залом и, я думаю, полюбили друг друга.
ИА Красная Весна: Это значит, мы все переживаем — осталось ли что-то живое? Вот вы говорили о боли за Советский Союз, есть Ваша песня «Брестские крепости». То есть остался ли кто-то живой, для кого потеря Родины — это боль?
Аутов: Эти люди есть. И их достаточно большое количество — людей, которые испытывают до сих пор боль в связи с распадом Советского Союза. Просто люди, понимаете, они живут поодиночке — и людей, которые остались верны идеалам человечности, которые несла сама сущность Советского Союза, советского строя, социалистического строя, нужно объединить. Кстати, этим объединением занимается «Суть времени».
Но, к сожалению, время проходит, мы всё дальше от Советского Союза, и многое уже размывается. Люди во многое не верят уже. Не верят в то, что можно вернуть человеческие отношения, человеческий строй и так далее. Что дальше — не знаю. Всё равно будущее — это потемки, мы все идем наощупь. Нужно просто честно делать свое дело, каждый на своем месте.
Понятно, что мы живем в нечестном общественном строе. Капитализм — это тотальный обман всего и вся. Нам еще не повезло в том, что мы живем в самой последней стадии капитализма. Если брать аналогию с человеком, то современный капитализм — это старик-маразматик.
А что может старик-маразматик? Как он поступает? Он богатый, развращенный, умирающий, а ему не хочется умирать. Ему хочется дальше разврата. И он идет на всё — на обман, на убийства, на подкуп, на огромную трату денег — лишь бы продлить вот это свое извращенное, развращенное состояние.
Вот такой сегодня строй, капиталистический. Поэтому нас трясут кризисы, нас трясет по вертикали и по горизонтали, нас болтает, как в шторм, потому что нами правит маразматик-капитализм. Что дальше, я не знаю. Дальше должен быть социализм. По сути-то, да? Ну помните, нас еще в школе учили: рабовладельческий строй, феодальный, капитализм, социализм, коммунизм.
Я очень надеюсь, что он сдохнет, этот капитализм, и мы снова пойдем по социалистическому пути — с одной стороны. С другой — не хочется прийти к этому кровавым путем, как это было в 1917 году. Ну страшно не хочется! Тем более, опять начнут нас сталкивать лбами. И так сталкивают лбами бывшие страны Советского Союза, и внутри каждой страны сталкивают лбами людей. И поэтому прежде всего нужно иметь ясную голову, чтобы будущее было более-менее ясным. А ясную голову сегодня имеют очень немногие люди. Но над этим надо работать.
ИА Красная Весна: А что еще нужно, чтобы сейчас осуществить социалистический проект вот этот, СССР 2.0, как мы его называем?
Аутов: Нужно очень многое. Нужно людям переделать психологию: уже выросло не одно поколение людей совершенно другой формации, которые понаслышке знают о Советском Союзе. И в основном у них каша в голове по поводу этого. Они не знают ни событий, ни имен, ни каких-то знаковых поворотов в судьбе советской Родины нашей. Даже про Великую Отечественную многие из них уже не знают.
Вот поэтому нужно заниматься воспитанием уже нового поколения, потому что то, которое было воспитано уже при капитализме, многие, во-первых, политически безграмотны, и, во-вторых, нет стержня революционного. Настоящих бойцов и борцов — очень мало!
Посмотрите, какие фильмы снимаются — один слабее другого. Какие пишутся песни — одна слабее другой. Потому что нет личностей! Нет плохих стилей, нет плохого искусства или видов искусства. Есть просто слабые исполнители. А человек с сильным наполнением, человек-боец и борец, он рано или поздно всё равно приходит к тому, что нужно бороться за настоящие, базовые, корневые общечеловеческие ценности, в каком бы обществе он ни жил.
А таких борцов — главарей, агитаторов, бунтарей, которыми был наполнен мир в начале ХХ века — просто нет. Ну, видимо, сейчас кривая Истории вот такая. Мы сейчас на самом дне. Поэтому никто не понимает, что происходит, просвета не видно. Причем и богатые тоже не понимают — и боятся, и не знают, что делать. И бедные боятся и не знают, что делать. Вот такая ситуация, странная.
ИА Красная Весна: И тем не менее, какая культура может противостоять вот этому производству человека, которое капитализм осуществляет и о котором вы говорите? Противостоять, ну и вдыхать в него (в человека) вот это желание бороться и, может быть, переформировывать его? Стоит ли, с вашей точки зрения, эта проблема, что этот капитализм мутировавший начал уже производить человека — он не просто его эксплуатирует, а начал его форматировать, производить определенным образом?
Читать также: Массовая культура как массовый порок
Аутов: Ну да, конечно, да. Появляются люди-уроды просто, с изуродованной психикой при капитализме. Что нужно сделать? Как формировать нового человека? Вы спрашиваете, какая культура, какое искусство должно быть? Оно должно быть построено на трезвом взгляде человека, не на извращенном. Сегодня в моде извращенцы, сегодня все говорят: «Вот, я — новое слово в искусстве!». Но чаще всего это эпатаж, поиски новых, более глубоких гадостей — вот на этом всё построено, нас кормят этим.
Художник должен быть, во-первых, образованным. Во-вторых, он должен любить свою Родину. Если он будет любить свою Родину, он будет способен и будет любить людей, человека, понимать страдание человека.
Я ненавижу вот этих псевдохудожников, которые говорят, что художник «никому ничего не должен». Отвратительнейшая фраза. Должен, художник — он должен человека вести к свету, он должен страждущих утешать, он должен вселять надежду, он должен вдохновлять его (человека) на труд, на борьбу.
Я по-другому не знаю как сказать: на борьбу — с чем? С самим собой прежде всего! Со своими пороками — не ныть, не говорить, что кто-то плохой, что я живу так плохо, потому что кто-то плохой там, из правящей верхушки. Да не ной ты, делай просто свое дело. Делай!
Делай свое дело, кем бы ты ни был — токарем, художником, не знаю, еще кем. Главное — честно делать. Это трудно, но это возможно. Всё равно возможно.
ИА Красная Весна: Вот мы здесь создаем культурную точку. Вы были на спектакле, вы сказали, «Жду любви» Кургиняна? Вот можете об этом как о культурной точке сказать, может быть, о спектакле, который вы видели, и может быть, о том, кому, с вашей точки зрения, стоит здесь побывать? Будут еще концерты, будем находить.
Читать также: Что помогло выстоять Ленинграду? Дружба, сплоченность и культура
Аутов: Побывать стоит каждому человеку. Всем, кто хочет приобщиться к настоящему искусству. Потому что спектакль мне очень понравился. Тем более тема такая — Шукшин. Очень тема непростая, но Сергею Ервандовичу удалось нащупать вот эту шукшинскую народность, что ли, и передать ее актерам театра «На досках».
Любой человек, который хочет быть нормальным человеком, который хочет, чтобы у него были дети нормальными, он должен приводить на такие спектакли своих детей и сам идти. И очищать себя от грязи повседневности. Потому что, когда видишь это произведение — ты как в бане побывал. Душу свою помыл. Отмыл от чего-то хотя бы.
Поэтому я всем настоятельно рекомендую побывать хотя бы раз в театре «На досках».