Новый подвиг или смерть!

Я думаю, каждый сейчас согласен, что нынешнее время совсем не безопасно. Угроза глобальной войны нависла над миром, и что будет завтра, становится все сложнее предугадать. Процессы, ведущие к большой войне, идут не сами по себе, у них есть авторы и исполнители. Но в данном материале я не буду их подробно разбирать, потому что речь пойдет не об этом.

 

Россия все больше претерпевает нападки на себя со стороны различных субъектов. Государственности и целостности страны угрожают как внешние, так и внутренние враги. И это не конспирология, а состоявшийся печальный факт.

 

В тоже время Россия не первый раз оказывается в условиях опасности. Начиная со времен русско-византийских войн и заканчивая Великой Отечественной войной, Русь, Россия и ее правопреемники доказывали право на собственное существование.

 

И все это время основной причиной всех побед являлось объединение сил народа и государственной власти. И конечно же, очень важно качество этих сил.

 

В данной статье я хочу поговорить о качестве народа, а точнее, его самой активной части - молодежи. Роль молодежи в обществе огромна. Основоположник социологии молодежи Огюст Конт полагал, с присущей ему абстрактной прямолинейностью, что чем короче продолжительность жизни поколений, тем больше напряженность социальной жизни. И выводил из этого тезис, что молодежь - главный фактор социальных изменений.

 

Но какая она, современная молодежь, соответствует ли она тем вызовам, которые стоят перед государством? На эти вопросы сейчас трудно ответить, можно только предполагать.

 

Ведь задачи, которые жизнь в очередной раз поставила перед нашим народом, вполне конкретны и чтобы их решить, нужно обладать конкретными качествами. Пусть это звучит по современным меркам пафосно, но без личной храбрости и напряжения физических сил, глубоких и целостных знаний, мастерства, организованности и беззаветной преданности своему народу - победы, а значит спасения государства, не добиться.

 

Современный молодой человек все более подвержен атомизации. Жизнь со всех сторон загоняет его в собственный комфортный "панцирь". Важность собственного мнения, эгоизм, нарциссизм - вот качества, прививаемые современной молодежи нашей действительностью. И эти качества никак не соответствуют тем, что описаны мною выше.

 

Но насколько эти качества современного молодого человека совместимы с жизнью России и ее народа? Мне кажется, совсем не совместимы.

 

Ведь русский народ всегда был способен на подвиги. Не ради собственной славы, а ради высших целей. Какими могли быть - спасение ближнего, защита Родины или внутреннее чувство справедливости. Русский народ, а потом и Советский народ, всегда были народом-героем.

 

 

Так как современная жизнь дает нам очень мало примеров подвига, я хочу обратиться к наиболее яркому примеру всех положительных качеств русского (советского) народа, а именно к Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

 

Именно изучение подвига советского народа в Великой Отечественной войне позволит нам выработать патриотические, ценностные основания для воспитания современной молодежи.

 

Память о войне священа. Отцы завещали ее сыновьям. В одном из материалов газеты "Правда" ( 16 ноября 1971г.) приводились волнующие свидетельства героического прошлого. При перезахоронении останков бойцов, погибших в октябре 1941г. под Малоярославцем, нашли ржавую гильзу, в которой оказалась записка. Безвестный солдат обращался к своим родным: "Здравствуйте мои дорогие! Вот уже третий день как расстался я с вами, и наверно не придется нам больше увидеться... Страшный бой идет здесь у нас. Пять раз ходили фашисты в атаку, и каждый раз заставляли мы их отступать. Будем драться до последнего патрона, до тех пор, пока бьется сердце, пока смотрят глаза и руки держат оружие... Много хочется сказать, но время торопит, оно отсчитано минутами, скоро придется снова взять в руки винтовку... Есть сын, и значит жизнь моя будет продолжаться... И моя кровь оросила ту землю по которой ты будешь ходить... Вспоминай своего отца...".

 

Разве можно когда нибудь забыть о павших! Земля, по которой мы ходим, так обильно полита кровью солдата и каплями пота труженика тыла. Священная, так много испытавшая и победившая, русская земля. Современная молодежь должна все это знать и чувствовать.

 

Нельзя равнодушно прочитать записку красноармейца А. Виноградова, стоявшего в обороне Москвы: "Нас было 12 послано на Минское шоссе преградить путь противнику, особенно танкам. И мы стойко держались. И вот уже осталось трое. Но враги без пощады лезут. Уже на дороге горят 19 машин. Но нас двое. Но мы будем стоять, пока хватит духа, но не пропустим до подхода своих. И вот я один остался, раненый в голову и руку. Возможно я умру. Но может быть кто найдет мою когда нибудь записку и вспомнит героев".

 

Трагедия нашествий. Героика сражений. Неисчислимость жертв. Вечная боль утрат и потерь. Мы не можем и не должны это забыть. Эта память должна "кристаллизовать" наш народ, давать новому поколению силу, крепить веру.

 

Новой России нужны новые герои. Ведь герой - это человек, активно утверждающий исторически прогрессивные идеалы подвигом, самоотверженными поступками.

 

Необходимо больше говорить с современной молодежью о массовом героизме советского народа в годы войны и о героизме отдельных выдающихся личностей, героизме подвига, самоотверженного порыва и о повседневном, будничном героизме.

 

Всё это незаслуженно забывается, что ведет к окончательному разложению общества. Потере патриотических и нравственных ориентиров.

 

Должны снова появляться люди, способные на подвиги. Подвиг  - это трудный спор героя с самим собой, анализ всех "за" и "против", столкновение аргументов и контраргументов в последнем самоотречении, принятие единственного решения не в пользу жизни.

 

Логика нравственного поведения допускает только одно решение - пусть ценою жизни, спасение человеческого достоинства. Это мудрое и простое решение сразу проводит черту между ним, отстаивающим человеческое звание, и "мразью человеческой", образуя конфликтное противостояние двух миров, двух жизненных позиций.

 

Трагическое - в утверждении диалектики последнего шанса, в переосмыслении его метафизического содержания как блеснувшей и исчезнувшей возможности спасения.

 

Такое поведение предполагает жертвенность, а современная молодежь все более стоит на позиции сверхценности собственной жизни. Уважение к жизни постулируется в виде главного гуманистического принципа. Причем делается это стороны Запада, уничтожающего при этом тысячи людей бомбардировками по всему миру. Молодежи подсовывают суррогат в нарядной обертке - тем самым лишая ее чувства собственного достоинства. И по сути, заставляя терпеть любые лишения и унижения ради спасения собственной шкуры.

 

Разве не это мы видим на Донбассе, когда в ответ на беспрецедентную агрессию и геноцид со стороны фашисткой хунты, на борьбу встало не более 6-7% населения? А ведь заметьте,за 20 лет до этого, во время конфликта в Приднестровье - на собственную защиту поднялось значительно большее количество населения. Что позволило победить малой кровью. Но 20 лет назад люди были воспитаны Советской системой, и качества, описанные мною выше, прививались им с детского сада. Так ли плохи эти качества, если способны сохранить жизнь народу и спасти государство?!

 

И что, по сути, является подлинным актом проявление гуманизма? Спасение собственной жизни или жертва ею ради уничтожения фашистского врага? Об этом прекрасно сказала в поэме "Пулковский меридиан" Вера Инбер: "Избавить мир, планету от чумы - вот гуманизм! И гуманисты - мы!".

 

 

В качестве еще одной угрозы для современного поколения молодежи можно назвать угрозу потери чувства коллективизма. Россия всегда была коллективной страной, но нам вот уже более 20 лет пытаются навязать обратное.

 

А ведь развитие человека лучше всего происходит через развитие коллектива. Мне кажется, что забытую практику социалистических соревнований необходимо возрождать. Ведь быть в коллективе - не значит потерять свое собственное "я". Самостоятельно приняв суверенное решение, каждый соединит свое "я", свою судьбу с судьбой коллективной. И тем величественнее и убедительнее предстанет это приобщение.

 

Осознав даже эту - малую часть имеющихся проблем, необходимо предпринимать срочные меры по восстановлению обучения в учебных заведениях основам трудового и патриотического воспитания молодежи. Аспекты трудового и патриотического воспитания молодежи должны пронизывать все звенья учебных планов на всем протяжении обучения и воспитания (детский сад, школа, ВУЗ). Весь учебный процесс должен укреплять и развивать у молодежи чувство священной гордости за достижения отечественной культуры, науки, техники, военных побед. Пусть даже и прошлых лет. Раскрывать важность и необходимость тесного сплочения людей труда. Возрождать понятие человека-творца вместо имеющего место человека-потребителя. Только это способно открыть России "ворота в будущее".

 

Необходимо возродить официальную пропаганду героического прошлого, славной истории и боевых традиций Вооруженных сил СССР и Российской империи.

 

Надо уделить особое внимание историческим источникам, обладающим большой впечатляющей силой.

Воспоминания очевидцев, дневники, письма, записки, документы - все это глубоко воздействует не только на разум, но и на чувства молодежи, помогает ей проникнуться духом эпохи, атмосферой события. Исторические источники обладают, несомненно, большим действенным зарядом, чем любое сочинение, будь то учебник или даже монография авторитетного автора. Такова психологическая сила воздействия подлинности.

 

Настоящая власть не способна на самостоятельные перемены, слишком поражена она вирусом удовлетворения собственных потребностей и элементарно отучилась работать. И это значит, что основным субъектом продвижения необходимых мер должно стать само общество и прежде всего родительская общественность. Ведь от того, какими станут наши дети, будет зависеть будущее нашего государства!

 

И это дело нашей чести. Во имя памяти опыта, добытого в годы тягчайших испытаний, ради славы тех, кто лежал в мерзлых окопах, ходил в атаки, штурмовал вражеские бастионы, тех, кто отстреливался до последнего патрона, кто жил и умирал во имя нашей Родины.

 

Владимир Волошко, РВС.