О библиотеках. Размышления

Фото с сайта http://www.funlib.ru/img/163232/

Размышляя над темой библиотек, вспомнил мои школьные годы. Причём годы средней школы. У нас в квартире, по тем временам, – а это середина и конец восьмидесятых годов двадцатого века – была весьма неплохая библиотека. Подписные издания классики, художественная литература. Перечитав всю приключенческую домашнюю литературу, я, что естественно, отправился в ближайшую детскую библиотеку. Это была детская библиотека имени Н.К. Крупской на улице Кропоткинской, нынешняя Пречистенка. Приходил, брал книжку, читал, приходил за новой.

Вспомнил всё это и задумался. Что же главное. Чем тогда для меня, подростка, была важна библиотека. И пришёл к выводу – главное, что делала, давала мне женщина, сидящая за конторкой библиотеки, – это совет. Совет не о том, как заполнить формуляр, пользоваться каталогом или правилам поведения в читальном зале. А совет в выборе книги, автора и произведения, необходимого мне в данное время. Чаще всего у меня спрашивали, что я читал перед этим и предлагали на выбор несколько вариантов. И эта помощь, на мой взгляд, и является ведущей функцией библиотеки.

Описанное время было временем существования Советского Союза. В те времена выпуск книг весьма жёстко цензурировался. В наибольшей степени это касалось детской литературы. Вспоминается история с долгим обсуждением о количестве и влиянии насилия на детскую психику в мультфильме «Ну погоди!». Что, согласитесь, весьма показательно. И даже в тех условиях, весьма сходных с изданием книг в Российской империи, была востребована эта просветительская функция. Что уж говорить о современной России.

Отсутствие общественного консенсуса об исторических событиях, личностях. Весьма спорные тенденции в изменении моральных и этических норм. Чего стоит только обсуждение вопроса о введении секспросвета чуть ли не с детского сада, разрушающего детскую психику, и борьба «либеральной» интеллигенции с принятием закона, запрещающего пропаганду нетрадиционных сексуальных ориентаций в детской и подростковой среде.

Развитие и распространение сети Интернет, являющейся, по мнению специалистов, огромнейшей неструктурированной базой информации…

По мнению психологов, на современного образованного человека за неделю обрушивается такое же количество информации, как на образованного жителя девятнадцатого столетия не обрушивалось и за год.

В изменившейся обстановке крайне востребована функция помощника, функция советчика и наставника в поиске и выборе источников информации и самой информации. Именно с этим связано распространение в социальных сетях тематических групп и т. н. лидеров общественного мнения (блогеров). В основе их популярности лежит именно эта функция, они отбирают и комментируют информацию.

Зайдя на их сайт или страничку, можно ознакомиться с актуальной, важной и интересной информацией человеку, принадлежащему к определённой социальной группе. Они выполняют роль лоцмана, проводника в информационном море. В котором обычный человек тонет и захлёбывается.

Книги, кинофильмы, новости, статьи, события, музыка, театр – лавина неструктурированной информации требует помощника для ориентации в ней. И на эту роль в наибольшей степени могут претендовать именно работники библиотеки – библиотекари.

Важным и необходимым условием выполнения данной функции является наличие в каждой библиотеке выхода к единой базе данных всех книг (печатных и электронных). Доступность к наследию культуры в широком смысле, как общечеловеческому наследию. Приходя в районную библиотеку, человек, гражданин, должен иметь возможность прочитать любую из имеющихся в стране в свободном доступе книгу. Будет ли это бумажная книга (из имеющегося в данной библиотеке фонда или привезённая из какого-либо хранилища) или электронная версия, с этой точки зрения не особенно важно. Дискуссия: “бумажная книга vs электронная книга” в этом ракурсе обсуждения библиотечной жизни не принципиальна. Намного важнее именно доступность ко всему этому наследию в ближайшей районной библиотеке. И именно узость библиотечного фонда на сегодня является основной причиной малой посещаемости библиотек широким числом граждан.

Все знают об этой проблеме и решают её разнообразными способами: поездкой в Ленинку, работой в университетской библиотеке, работой дома в интернете.

Вторым важным условием реализации функции «лоцмана» библиотекарем является дифференциация помощи. Помощь в выборе литературы младшему школьнику и взрослому, пожилой женщине и студентке требует различных подходов и знаний. Как сейчас говорят, – различных компетенций. Ориентированности в литературе различного типа, знаний психологических особенностей различных возрастов и т. д. В моём примере – не нужно предлагать подростку, с увлечением прочитавшему «Одиссею капитана Блада» (приключенческий роман о пиратах и прекрасных дамах), прочитать научную статью о жестокости и политической ангажированности реальных пиратов. Такую статью лучше предложить студенту-историку, изучающему данную эпоху. А подростку предложить прочитать продолжение, либо роман подобного типа.

Ещё одной важной проблемой является отсутствие достаточной информированности жителей, читателей библиотеки о возможностях библиотеки и проводимых там мероприятиях, одним словом, о жизни библиотеки и в библиотеке. Здесь важно не бросаться в крайности. Можно сказать: «В век Интернета информировать население необходимо посредством создания портала библиотечной системы, своего рода библиотечной социальной сети». Но не нужно забывать и о простейшем визуальном информировании посредством наглядной агитации. К примеру – в моём подъезде весит стенд с разнообразной информацией: начиная с объявлений ЖЭКа и заканчивая списком вакансий ближайшего завода. Имеет смысл регулярно информировать жителей о возможностях библиотеки и таким способом.

Изменилось бытие современного человека, изменились потребности читателей. И библиотека не может остаться в стороне от жизни общества. Волей-неволей придётся изменяться. И главное в процессе этого изменения – не потерять свою основную функцию, основную роль – роль помощника в творчестве, помощника в поиске знаний, помощника в «росте» человека, помощника в познании и изменения мира человеком. Только как наставник и советчик, библиотекарь может выполнить свой профессиональный долг до конца. И в этом смысле «лоцман в информационном море» становится важнейшей фигурой современной культурной жизни.

Александр Кульчицкий, РВС.