О большевиках и «содомии»

С несправедливыми обвинениями большевиков, будто они были разрушителями семьи, мне приходилось сталкиваться неоднократно, и не только в интернете, но и на публичных площадках. Одно из обвинений в адрес большевиков связано с утверждением, что они, якобы, легализовали в России однополую любовь, за которую в царское время было положено наказание. Одним из распространителей этого мифа является журналист Павел Пряников.

Сначала несколько слов об авторе: Павел Пряников в разные годы работал заместителем главного редактора в компании «BusinessFM» и Лента.ру, главным редактором «Свободной прессы», «РИА Новости», «Русской планеты». В 2010 году он опубликовал статью в «Свободной прессе», которая называется «Русская сексуальная революция». Процитирую фрагменты статьи Пряникова, связанные с темой содомии:

«Многие положения большевиков в сфере «сексуального законодательства» даже сегодня выглядят сверхлиберально. Так, вскоре после знаменитых декретов «О мире» и «О земле» выходят декреты Ленина (19 декабря 1917 года) «Об отмене брака» и «Об отмене наказания за гомосексуализм» (последний — в составе декрета «О гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния»)<...>

Наряду с революционными датами, в СССР с размахом отмечались и другие праздники. Так, в Петрограде 19 декабря 1918 года праздновалась годовщина декрета «Об отмене брака» шествием лесбиянок. Троцкий в своих воспоминаниях утверждает, что на это известие Ленин радостно отреагировал: «Так держать, товарищи!»».

Прежде всего отметим, что большевики не отменяли брак. В декабрьском декрете говорится о том, что с этого времени официальным браком будет считаться только тот, который зарегистрирован заявлением в отдел записей браков и рождений. Что касается церковного брака, он становится частным делом супругов. Никаких замечаний насчет отмены наказаний за гомосексуализм в этом декрете нет, да и быть не может. Почему? Потому что наказания за гомосексуализм давно уже были отменены – еще после Февральской революции, устроенной буржуазией, а не большевиками.

В подтверждение своих слов я сошлюсь на статью из энциклопедии «Кругосвет» «Гомосексуальность в России», автором которой является социолог и сексолог Игорь Семенович Кон. Автор указывает, когда были введены наказания за гомосексуализм и когда они были отменены. По его словам, впервые наказания за мужеложство в России были введены для солдат воинским уставом при Петре I. Лишь в 1832 году в уголовном кодексе появилась статья 995, которая предписывала наказывать всех мужчин за гомосексуальные контакты. Что касается гомосексуального контакта женщин, он никогда не был под законодательным запретом. После Февральской революции статья 995 уголовного кодекса была отменена. Инициаторами отмены выступили вовсе не большевики, а кадеты с анархистами.

Несложно установить, что принятый большевиками декрет о браке не имеет никакого отношения ни к геям, ни к лесбиянкам, ни даже к отмене брака (как утверждает Пряников). Из этого логически следует, что шествие лесбиянок, которые якобы праздновали годовщину декрета, от начала и до конца является вымыслом. По-видимому, антисоветчик рассчитывает, что его эротические фантазии о шествии лесбиянок в зимнем Петрограде никто не станет проверять.

Отбросив антиисторические мифы, давайте посмотрим, как большевики относились к гомосексуализму. В период с 1917 по 1933 никакого наказания за мужеложство в УК предусмотрено не было. По мнению антисоветчиков, этот факт свидетельствует о том, что большевики поощряли содомию. Так ли это на самом деле? Разумеется, нет.

Получить представление о том, как большевики относились к гомосексуализму, можно по вышедшей в 1924 году брошюре врача, психолога и психиатра Арона Борисовича Залкинда «Двенадцати половых заповедей революционного пролетариата». Арон Борисович с 1922 года был научным сотрудником Коммунистического университета имени Я.М. Свердлова. Именно Коммунистический университет опубликовал и распространил методичку «Революция и молодёжь», в которой была опубликована работа Залкинда.

Читать также: Психолог: большевики нашли новые духовные основания для укрепления семьи

Общий смысл «половых заповедей», которых Арон Борисович предлагает придерживаться революционной молодежи – это сексуальный аскетизм. Не отказ от сексуальных контактов, но умеренность в них. Задача в том, чтобы человек раскрывал свой внутренний творческий потенциал, а не сливал жизненную энергию на развлечения и сексуальные утехи.

Среди рекомендаций Залкинда есть те, которые касаются однополой любви:

«VII. Любовь должна быть моногамной, моноандрической (одна жена, один муж).

XI. Не должно быть половых извращений».

Отказ от мужеложства, который ранее объяснялся церковными предписаниями и угрозой уголовного преследования, Залкинд стремится объяснить рационально, как ученый и врач. Арон Борисович указывает:

«Не больше 1-2 % современных половых извращений действительно внутрибиологического происхождения, врождены, конституциональны, остальные же представляют собою благоприобретенные условные рефлексы, порожденные скверной комбинацией внешних условий, и требуют самой настойчивой с ними борьбы со стороны класса. Всякое половое извращение, ослабляя центральное половое содержание, отражается вместе с тем и на качестве потомства, и на всем развитии половых отношений между партнерами. Половые извращения всегда указывают на грубый перегиб половой жизни в сторону голой чувственности, на резкий недостаток социально-любовных стимулов в половом влечении...»

Таким образом, мы можем подтвердить, что большевики отнюдь не поощряли половых извращений, считая их чем-то вроде болезни. Об этом же пишет подробно исследовавший эту тему сексолог Игорь Кон: «Официальная позиция советской медицины и юриспруденции в 1920-е годы сводилась к тому, что гомосексуализм не преступление, а трудноизлечимая или даже вовсе неизлечимая болезнь».

Большевики не запрещали гомосексуализм в двадцатые годы и в начале тридцатых, но боролись с ним при помощи пропаганды, агитируя за здоровые семейные отношения.

Читать также: О несостоятельности мифа о том, что большевики разрушили семью

Достаточно часто обвинения большевиков в содомии перемежаются с выпадами в адрес западных левых, которые активно поддерживают ЛГБТ движения. Исходя из этого, обвинители делают вывод о том, что, дескать, левые во все времена поддерживает содомию. На самом деле, именно СССР наглядно опровергает подобные обобщения и показывает, что позиция западных левых по отношению к ЛГБТ является не правилом, а их частной позицией.

Сергей Трубников, РВС