
Предлагаем вашему вниманию статью, посвященную опасностям размещения персональной информации детей в интернете. Статья была опубликована на сайте новозеландской радиостанции RNZ — одного из главных информационных ресурсов страны.
Если социальные сети вредны для детей, то должны ли мы иметь право публиковать их фотографии в интернете?
В связи с вступлением в силу на этой неделе в Австралии запрета на создание определенных аккаунтов в социальных сетях для лиц младше 16 лет, продолжаются дебаты о том, является ли это хорошей идеей или даже законным ли это.
Однако в этой дискуссии почти не упоминается то, что происходит, когда у ребенка нет аккаунта, но все его детство все равно документируется в интернете.
Допустимо ли это?
Термин «шарентинг» (образован от английских слов share (делиться, распространять) и parenting (родительство) — прим. переводчика) — это когда родители делятся в интернете информацией о жизни своих детей — вошел в словарь несколько лет назад . Осведомленность о потенциальных рисках растет, но многие родители по-прежнему регулярно делятся фотографиями и видео своих детей в интернете.
Распространение информации о детях посредством обмена данными между родителями (шарентинг) широко распространено и устойчиво. Анализ практики за последние десять лет показывает, что родители часто делятся такими данными, как имена детей, даты рождения, дни рождения, важные события (дни рождения, школьные достижения), информация о здоровье и фотографии. Это создает «цифровую идентичность» ребенка задолго до того, как он сможет дать согласие на это.
И это касается не только родителей. Танцевальные школы, футбольные клубы и различные другие общественные организации, а также члены семьи и друзья часто публикуют информацию о детях в интернете.
Все они вносят свой вклад в создание, по сути, коллективного цифрового альбома о ребенке. Даже для детей, еще не достигших возраста, позволяющего завести собственный аккаунт, их жизнь может быть подробно задокументирована в интернете до тех пор, пока это не произойдет.
Эта задача выводит нас далеко за рамки традиционных подходов к информированию о безопасности, таких как «не делитесь своими личными данными в интернете» или «не разговаривайте с незнакомцами». Она требует более глубокого понимания того, что именно означает безопасность и благополучие детей на онлайн-платформах.
Пассивный субъект данных
Вот типичный сценарий «шарентинга». Член семьи выкладывает в социальные сети фотографию с подписью «8-й день рождения Мии на пляже Бонди!», где её отмечают и засыпают комментариями родственники и друзья.
Юная Миа не листает ленту. Она не подвергается травле [в интернете]. У нее нет собственного аккаунта. Но после загрузки фотографии и публикации множества комментариев, она превратилась в пассивного субъекта данных.
Раскрытая другими лицами конфиденциальная информация о Мие — данные о ее внешности и возрасте — подвергает ее риску без ее согласия или участия.
Алгоритму всё равно, что Мие восемь лет. Ему важно, чтобы её фотография удерживала взрослых пользователей в приложении дольше. Её цифровой образ используется для поддержания реального продукта платформы: внимания взрослых.
Фотографии детей, размещаемые родственниками и друзьями, служат инструментом вовлечения аудитории: родители отмечают, что «лайки» и комментарии побуждают их продолжать делиться информацией о своем ребенке.
Мы делимся такими постами , чтобы поддерживать связь с семьей и чувствовать себя частью сообщества. Однако недавнее итальянское исследование, проведенное среди 228 родителей, показало, что 93% из них не в полной мере осознают связанные с этим методы сбора данных и связанные с ними риски для конфиденциальности, безопасности и защиты изображений ребенка.
Публичное повествование о собственной жизни
Каждая загрузка фотографии лица ребенка, особенно если она охватывает разные годы и получена из множества источников, способствует созданию цифровой идентичности, над которой ребенок не имеет контроля.
С юридической и этической точки зрения многие нормативные акты пытаются ограничить коммерческое профилирование данных несовершеннолетних, но недавние исследования показывают, что профилирование по-прежнему происходит в больших масштабах.
К тому времени, как ребенку исполняется 16 лет — достаточно, чтобы создать собственную учетную запись, — платформа может уже накопить внушительный и прибыльный профиль, который можно продавать рекламодателям.
Последствия касаются не только данных; они носят личный характер. Та милая фотография с дня рождения может всплыть при проверке биографических данных при приеме на работу или стать поводом для издевательств в подростковом возрасте.
Более того, молодой человек, формирующий свою личность, теперь должен иметь дело с заранее написанным, общедоступным нарративом о своей жизни, который он не выбирал и не контролировал.
Новые законы, направленные на запрет доступа детей к социальным сетям, касаются реальных проблем, таких как воздействие женоненавистнических или других материалов, опасных онлайн-состязаний, видеороликов с насилием и контента, пропагандирующего расстройства пищевого поведения и самоубийства, — но они сосредоточены на ребенке как пользователе. В современной экономике данных для отслеживания и профилирования не обязательно иметь аккаунт. Достаточно быть актуальным для кого-то еще, у кого есть аккаунт.
Что мы можем сделать?
Следующий важнейший шаг — это повышение уровня грамотности в использовании социальных сетей для всех нас.
Это новая форма грамотности для цифрового мира, в котором мы сейчас живем. Она означает понимание того, как алгоритмы формируют наши ленты новостей, как манипулятивные дизайнерские шаблоны заставляют нас прокручивать страницу, и что любой «лайк» или фотография — это всего лишь точка данных в огромной коммерческой машине.
Грамотность в использовании социальных сетей важна не только для детей в школах, но и для родителей, тренеров, воспитателей и всех, кто взаимодействует с детьми в нашем онлайн-мире. Мы все должны это понимать.
Существуют информационные кампании по обмену данными, от ресурсов защите конфиденциальности родителей до финансируемой ЕС инициативы по защите цифровых прав детей , но они пока не меняют культуру.
Это происходит потому, что нас приучили думать о физической безопасности наших детей, но не о безопасности их данных. Поскольку риски, связанные с публикацией информации, не являются непосредственными или видимыми, их легко недооценить.
Изменение поведения взрослых сокращает разрыв между нашими опасениями и нашими действиями, а также реальностью воздействия на детей контента в социальных сетях.
Обеспечение безопасности детей в интернете означает не только учет роли детей как пользователей, но и признание роли взрослых в формировании цифрового следа ребенка.
Джоанн Орландо — исследовательница в области цифрового благополучия в Университете Западного Сиднея.