Клод Верлинд. Марионетки. 1989 год
Коронавирусное безумие внезапно ворвалось в наш мир, пинком выбив дверь во второе десятилетие XXI века и пошатнув привычное существование. Эта новая неведомая зараза пришла и в Россию. Было видно, что наша власть не может отыскать точку опоры для борьбы с новой инфекцией, и поэтому лихорадочно мечется, пытаясь перенять у других стран модели поведения и способы решения проблемы. Наблюдение за этим вызывает ощущение, что никто из государственных мужей не задумывается о причинах происходящего и последствиях принимаемых мер.
В период домашнего самозаключения неприятным сюрпризом для российских родителей стало внедрение дистанционного образования для детей. Не стану описывать все то, с чем пришлось столкнуться школьникам, их родителям и учителям. Недовольны были все. Особенно хлебнули горя те, у кого в семье более одного школьника. Но все терпели, заливая натянутые нервы настойкой валерианы. В итоге люди дождались окончания учебного года и отмечали этот день как освобождение от крепостной зависимости.
Но грозная туча дистанционки не растаяла. Она продолжила сгущаться на горизонте, пугая родителей своим возвращением к 1 сентября. Немало оснований для таких тревог дали представители власти. Например, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко еще 10 апреля сообщила, что дистанционка — это наше неизбежное будущее:
«Надо понимать, что дистанционное обучение теперь уже не будет практиковаться как резервный, временный способ только в чрезвычайных ситуациях вроде нынешней. Оно имеет немало плюсов. Пандемия коронавируса дала импульс движению к формированию системы школьного и вузовского образования, органично сочетающего как традиционные, так и дистанционные, цифровые технологии обучения. Будущее именно за такой системой. А она требует более точного правового, законодательного оформления уже в ближайшее время».
Законодательное оформление не заставило себя долго ждать. Одобренный Госдумой и Советом Федерации закон о создании единого федерального информационного регистра (ЕФИР) 8 июня был подписан президентом РФ. Теперь сведения о каждом жителе России будут собраны в одном месте для удобства чиновников и мошенников. Ничто не смогло остановить спешного принятия властями этого нововведения. Не помогли ни письма родительских организаций, ни многочисленные подписи российских ученых, ни высказывания актеров. Власть ослепла и оглохла в безумной гонке, принимая этот закон. От одной этой спешки берет оторопь.
В тот же день, 8 июня, президент России подписал другой документ. Это закон о порядке дистанционного обучения в случае введения в стране режима ЧС или повышенной готовности. Теперь с легкой руки Путина образовательные программы и итоговые аттестации в нашей стране могут проводиться дистанционно, если гражданам навязать новое самозаключение от неведомо чего.
Окончательно пригвоздили родителей внедрением эксперимента над их детьми, именуемого пугающим словом ЦОС (цифровая образовательная среда). Согласно постановлению Правительства РФ, с 1 сентября 2020 года упомянутая среда будет создаваться в 14 регионах России. Для реализации этой модели в образовательные программы будут включены электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Испугавшиеся родители, общественность и преподаватели начали бить тревогу. А власть поспешила утешить общество тем, что дистанционка никогда не заменит традиционного образования, а только дополнит его ко всеобщему благу.
Вот только цену таким обещаниям вся страна лицезрела 3 октября 2018 года, когда президент РФ подписал людоедский закон, отнимающий у людей их заслуженные пенсии. Помните, Путин ранее обещал, что при его президентстве пенсионной реформы не будет? А кончилось все тем, что пенсионный возраст был увеличен, несмотря на все предыдущие обещания.
В общем, все многочисленные успокоительные уверения власти воспринимаются сегодня народом с суровым недоверием. Тем более, что при всех своих сомнительных обещаниях власть держит при себе таких цифровизаторов, которые неоднократно заявляли, что их цель — уничтожить традиционную школу.
Герман Греф и цифровизация
Ольга Скопина © ИА Красная Весна
Одним из главных лоббистов «цифры» является глава уже не банка, а, по его словам, целой экосистемы под названием «Сбербанк». Герман Греф давно и с ожесточением точит зуб на российское образование. Менее года назад, выступая на панельной сессии Сбербанка «Школа будущего: куда движется мир?» в ходе Восточного экономического форума-2019, он заявил: «Экзамены, оценивание — это пороки школы. Мы из школы выпускаем людей с инвалидностью, что их всю жизнь будут оценивать. Одна из моих личных целей — убить экзамены. Я надеюсь, что на это уйдут не десятилетия. Задача ликвидировать страх ученика. И заменить внешнюю оценку мотивацией ученика к самооценке. Чтобы из школы дети выходили очень мотивированными к развитию».
При этих словах мне сразу на ум приходит эпизод из пьесы Генрика Ибсена «Пер Гюнт», где король троллей объясняет главному герою, какому правилу должен следовать человек, для того, чтобы превратиться в тролля.
Учат: «Самим будь собой, человек!» В Рондских же скалах иначе: «Тролль, будь доволен собою самим!»
Все эти россказни о мотивации к самооценке есть ничто иное как «Тролль, будь доволен собою самим!». То есть Греф, желая лишить наших детей полноценного всестороннего образования, отказывает им в возможности стать Человеком. А кем же надо стать, по Грефу?
На этот вопрос как-то ответил бывший министр образования РФ Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».
Глядя на то, как сегодня не без участия Грефа курочат образование, пытаясь перекроить его и втиснуть в узкие рамки, которые должны формировать отряды потребителей, понимаешь, что заветы Фурсенко выполняются полным ходом.
Еще на Гайдаровском форуме 2016 года «Будущее невозможного» Греф продвигал свою цель добить советскую образовательную систему. «Мы пытаемся воспроизводить старую советскую абсолютно негодную систему образования, мы напихиваем в детей огромное количество знаний, — заявил банкир-цифровизатор и озвучил свои предложения на будущее, — нужно менять модель образования от детских садов до вузов. Вся модель образования должна быть радикально изменена».
О том, как она будет изменена, поведал в 2009 году еще один из убийц традиционного образования — спецпредставитель президента РФ по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков (тёзка пресс-секретаря президента Путина). В 2010 году он стал одним из авторов форсайт-проекта «Образование 2030», который является концептуальной основой цифровой школы. Более десяти лет назад этот будущий глава цифрового развития России дал каналу «Русский пионер» очень яркое интервью под названием «Урок Будущего», где раскрыл то, ради чего внедряется в нашу жизнь цифровизация образования.
После перечисления элементов традиционной школы, где есть ученики, учителя, классы, задания, тетрадки, учебники, оценки и экзамены, Песков заявляет: «Ничего этого в образовании будущего не будет вообще. Исчезнет практически всё. Исчезнут учителя в обычном понимании этого слова. Исчезнут стены школы, как основная функция школьного образования, который его ограничивает. Исчезнут оценки в тетрадках, исчезнут сами тетрадки. Исчезнут даже учебники. И уж точно не будет ЕГЭ».
Любой нормальный человек тут должен спросить: а что же тогда будет? На это у Пескова есть ответ: «Посмотрите на образ жизни, который наиболее привычен для ваших детей, и вы сразу и очень легко всё поймете про школьное образование будущего. Ваш ребенок с большой долей вероятности любит играть в компьютерные игры. Вся школа будущего это будет преобразованная компьютерная игра, где границы между виртуальностью и реальностью не существует».
По мнению Пескова, вместо нормальных уроков дети будут проходить так называемые «квесты», по итогам которых они смогут получить баллы. «Он выполнил задание, он получил определенные баллы, те баллы он может потратить, не знаю, на сладкие вещи в школьном буфете, на доступ к компьютерному времени, на индивидуальные консультации у преподавателей».
Оправдывая такой вид образования, Песков далее заявляет: «Оказывается, что компьютеры дешевле книжек. А дальше произойдет еще очень интересная вещь, окажется, что электронный учитель гораздо дешевле обычного учителя».
Вы только не подумайте, что электронный учитель — это дистанционный преподаватель, то есть живой человек на удаленке. Вовсе нет. «Электронный тьютор, — говорит Песков, —это такой некий набор программ, в которых ученик формирует свой образ будущего, формирует свою специализацию, задает те параметры, которых он хочет достичь. А система выдает ему рекомендации, на какие уроки ему необходимо ходить, для того чтобы получить эти навыки, в каких олимпиадах участвовать, какие квесты ему необходимо выполнить».
Цифровизаторам, видимо, принципиально важно лишить наших детей человеческого живого общения, посадив их перед электронным бездушным ящиком.
В 2010 году Песков в интервью под названием «Образование будущего: Google ломает шпиль МГУ», которое он дал для социальной сети E-xecutive.ru, сообщил, что «образование будущего разделится на два вида ― „компьютерное“, оно будет дешевым, и „человеческое“, оно будет дорогим, потому что знания стремительно обесцениваются, а социальные связи и возможность учиться лицом к лицу будут только дорожать».
Тут всё становится предельно ясно. Для детей из бедных семей, в которых родители будут не в состоянии оплатить дорогое «человеческое» образование, будет предоставлено дешевое «компьютерное» образование, в котором детям бездушный ящик будет рекомендовать компетенции.
Что это, если не сегрегация, при которой у детей, в зависимости от уровня достатка их родителей будут заведомо разные стартовые возможности для получения образования? Мы что, хотим поделить наше общество на касты? Мы отходим от христианских принципов всеобщего равенства людей? Если у цифровизаторов всё получится сделать так, как они задумали, «дивный новый мир» Олдоса Хаксли будет реализован в нашей стране на практике.
Огромную роль цифрового образования убийцы традиционной школы видят в замене получения знаний и опыта от живых учителей, на получение компетенций и навыков с помощью цифровых образовательных платформ. Суть этого цифрового нововведения можно представить в виде «прокачки» героя в компьютерных играх, когда ему добавляют оружие, магию, силу и прочее. Это получается такой винегрет из обрывочных навыков по определенной узкой теме, к тому же навязанной программой-тьютором, которой, наверное, не будет интересно, что у ребенка есть собственные желания, склонности, таланты и предпочтения к развитию.
Такой подход на корню уничтожит даже малейшую попытку сформировать из каждого ребенка цельную развитую личность, способную мыслью проникать в неизведанное, придумывать новое, вершить историю и двигать вперед развитие человечества. То есть будут уничтожаться те качества, которые советская образовательная система старалась воспитать в каждом человеке. «Цифра» убьет «человека-творца», на которого так сетовал Фурсенко.
Но как говорится, «хотеть-то он хочет… Но кто ж ему даст?» Как эти чудовищные затеи, от которых у большинства граждан России волосы встают дыбом, могут быть реализованы в жизнь? А в том, что они должны быть реализованы, цифровизаторы убеждены до фанатизма.
В комментариях под интервью с Песковым на E-xecutive.ru одна из читательниц написала: «Нет ответа на вопрос, для КАКОГО будущего эта система образования будущего. И кто заказчик такой системы?» Главный редактор E-xecutive.ru Андрей Семеркин ответил на этот комментарий: «Редакция решила наблюдать за активностью Д. Пескова и его коллег… Сегодня Д. Песков работает в Агентстве стратегических инициатив при премьер-министре. Это является частичным ответом на Ваш вопрос: «Кто заказчик новой системы образования?»
Действительно, в 2011 году по инициативе Правительства РФ, которое тогда возглавлял премьер-министр Владимир Путин, было создано Агентство стратегических инициатив (АСИ). Песков занял там должность директора направления «Молодые профессионалы». А с 2018 года Песков был назначен спецпредставителем президента РФ по цифровому и технологическому развитию. Сам Путин по сей день является председателем наблюдательного совета АСИ, в который входит и упомянутый выше Греф. То есть заказчиком цифровизации образования является высшая власть в государстве.
Вероятно, нашего президента не пугают жуткие перспективы превращения школ в квесты для обретения компетенций, так как он сделал Пескова своим спецпредставителем по цифровизации. Не хочется верить, что цель президента РФ — разрушение традиционной школы, но что есть, то есть. Самым главным цифровизатором в стране назначен тот, кто сулит смерть нашему образованию.
Остается только гадать, чего тут больше — злого умысла, непонимания или безразличия.
Собственный успешный опыт СССР, который служил ориентиром для всего мира как в области образования, так и в области здравоохранения, мы откинули и обращение к нему сейчас под запретом. И пока такой запрет действует, власти вынуждены хвататься за чужой опыт и приспосабливать под российские условия чужие модели, несмотря на разрушительность такого подхода.
С цифровизацией образования воспроизводится та же самая модель поведения властей, которая ярко проявилась во время эпидемии. Власть стала бездумно и слепо копировать чужие методы борьбы с инфекцией. Невзирая на то, что все — и власть и народ — видят их неадекватность и разрушительность. С образованием — то же самое. За эту цифровизацию держатся, несмотря на то, что она неадекватна и разрушительна. Потому что других вариантов будущего якобы не может быть. Дескать, советский опыт оказался неэффективным, поэтому иного не дано.
Это объясняет, но никак не оправдывает действия властей, так как результат один и тот же — деградация людей и смерть. Но ведь граждане нашей страны не хотят ни деградации, ни смерти. Единственной возможностью не допустить разрушения образования через цифровое безумие — это сплоченное сопротивление проснувшихся людей, для которых будущее нашей страны не пустой звук.