Патриотическое воспитание. Как это делалось раньше? На что было настроено? Как работало?
Прочитал статью Юрия Бардахчиева «Русский героизм. Гангут», описывающую победу русского флота над шведским в бою у мыса Гангут в июле 1714 года во время Северной войны, и поймал себя на мысли, что уже читал где-то об этих событиях и вспомнил детскую книжку Елены Озерецкой «Доблесть русского флота» 1972 года (у меня было издание 1990 года). Книжка врезалась в память. В детстве была перечитана невероятное количество раз. Большая (форматом практически А4), с большими иллюстрациями (часто на разворотах), конечно не уровня Айвазовского, но для ребёнка привлекательными, она описывала все основные победы русских и советских моряков: Гангут, Чесма, Синоп, Наварин, оборона Севастополя, бой «Варяга», флот во время обороны Ленинграда в Великой Отечественной Войне.
Эти славные дела и сейчас при чтении статей задевают определённые струны в сознании, и хотелось бы разобраться, почему и каким образом. Для этого можно попробовать вспомнить детский опыт и посмотреть, как это происходило тогда. С одной стороны, у ребёнка всё это происходит проще, чем у взрослого, психика которого более развита, и возможно, будет проще выделить какие-то принципы, но, с другой стороны, эта психика развивается именно из того, что было заложено в детстве и, скорее всего, те принципы по-прежнему действуют. Даже если не удастся провести прямые параллели со взрослыми, опыт всё равно пригодится для работы с детьми.
В детстве всегда привлекает подвиг. Можно вспомнить строку из песни Высоцкого: «ребятишкам хотелось под танки». Это высшее выражение чего-то, тогда непонятного, а потом ощущаемого как Дух, привлекает и сейчас. В «Доблести» описывается, как командиры галер, шедших на абордаж во время Гангутского боя, стояли в полный рост с обнажёнными шпагами под вражеским огнём, своим примером воодушевляя своих солдат. Воодушевлялись и солдаты во время боя, и те, кто потом читал об этом подвиге.
Другой момент, вызывающий особые эмоции, — неравный бой. При Гангуте парусный шведский флот был качественно сильнее русского галерного, хотя в последнем бою корабли Эреншельда и уступали русским по численности. Неравный Наваринский бой линкора «Азов» с пятью турецкими кораблями в 1827 году, знаменитый бой «Варяга» и «Корейца» во время Русско-Японской войны 1904 года. Неравный бой, являющийся подвигом сам по себе, также привлекает смекалкой, хитростью, изворотливостью ума, которая позволяет свести на нет преимущество врага или даже обратить его против него самого.
Третьим моментом, который воздействует на детей, можно назвать наличие конкретного персонажа, вписанного в общую историческую картину. Ребёнок может соотнести себя с ним, попробовать примерить на себя его роль, испытать какие-то эмоции и вынести что-то для себя на будущее. Взрослые тоже готовы сопереживать героям, и художественные произведения, которые вызывают у них такие эмоции, хочется перечитывать или пересматривать снова и снова. Наличие конкретного героя, совершающего подвиг, приближает его к человеку. И чем проще человек, совершающий его, не князь, а какой-нибудь простой матрос, тем ближе подвиг к читателю. Это даёт ему шанс на свой подвиг. Не только Пётр и Апраксин перехитрили шведов у Гангута, но и простые матросы, бравшие на абордаж один шведский корабль за другим, обеспечили общую победу. Если для ребёнка, у которого всё в жизни ещё впереди и который запросто видит себя адмиралом, это может играть меньшую роль, то для взрослого, который многое про себя понял и не видит путей что-то сильно изменить, это может иметь большее значение.
В советское время основной пищей для жаждущих подвигов детей были книги. Фильмы показывались в кинотеатрах и по телевидению не в таком количестве, которое могло бы удовлетворить подрастающее поколение, и тем более не по заказу зрителей. Книги же можно было читать когда угодно и брать друг у друга. Советское государство использовало детскую литературу, чтобы уже с малого возраста формировать у детей советское патриотическое мировоззрение. В той же «Доблести» есть главы про броненосец «Потёмкин», про крейсер «Аврору» и Октябрьскую Революцию. Несколько глав посвящены исследовательским экспедициям, в которых детям рассказали о профессии учёного-исследователя, в которой тоже есть место подвигу.
Сейчас же молодёжь больше ориентирована на фильмы и компьютерные игры. Их теперь можно скачать в Интернете в практически неограниченном количестве. Пользуется ли государство сейчас такими возможностями для работы с детско-юношеской аудиторией? К сожалению, ситуация с отечественными фильмами, которые могли бы патриотически воспитывать молодёжь, практически аховая. Недавно мы с товарищами стали вспоминать такие фильмы, и для перечисления хватило пальцев одной руки: «В августе 44-го», «Брестская крепость» (снятые по ещё советским книгам), «Звезда» (римейк советского же фильма), с определённой натяжкой - «Мы из будущего». Причём это уже фильмы скорее для старшего школьного возраста и взрослых.
Из категории детских фильмов вообще ничего не приходит на ум, даже не на героическую тему. Как будто от мультфильмов сразу идёт скачок к практически взрослому кино. «Кортик», «Макар-следопыт», «Неуловимые мстители» - ничего подобного по возрастным рамкам больше не снимается? Есть один фильм про подростков с элементами героизма — «Сволочи». Возможно, именно такими «преступниками-героями поневоле» видят подрастающее поколение те, кто руководят нашим кинематографом? Справедливости ради надо сказать, что такой фильм всё же один, и возможно, всё-таки не является системообразующим. В основном же, конечно, дети и подростки ориентируются на западную продукцию с соответствующими ценностными установками и по своему понимаемым смыслом. К формированию патриотизма это не имеет никакого отношения.
Что же можно предложить и посоветовать тем, кто, несмотря ни на что, всё-таки ставит перед собой целью изменить ситуацию с детским патриотическим кино (и не только детским)?
В нашей истории огромное количество сюжетов, по которым можно снять героические фильмы. История постоянно требовала от русского народа героев, и он никогда её не подводил. Даже в проигранных войнах, а возможно даже и особенно в них (тут можно вспомнить принцип, по которому подвиг одних – это ошибка других), подвигов было немало. Тот же крейсер «Варяг» и оборона Севастополя.
Но выигранные войны и их подвиги, конечно, вызывают больше положительных эмоций и не менее достойны внимания художников. Одним из таких примеров может быть Гангутский бой. А если же кому-то нужны более близкие исторические события, например из Великой Отечественной Войны, то можно остаться на том же самом мысе. Потому что другое его название — Ханко.