О фильме «Пионеры-герои»

 

Уже много лет мы вынуждены смотреть в кинотеатрах то, что нам показывают деятели кинематографа, и у большинства уже вызывает отрыжку отсутствие всякого глубокого мыслеприсутствия в их фильмах. Постмодернистский кризис жанра.

А тут вот вчера вдруг наткнулась на совсем свежий фильм 2015 года режиссера Натальи Кудряшовой «Пионеры-герои». Название меня вначале испугало. Ну, думаю, очередное загаживание темы про советское прошлое. А оказалось совсем не так.

Иначе бы этот фильм пиарили на каждом углу.

Вкратце. Фильм о поколении 30-летних, к которым я имею непосредственное отношение, ибо родилась в 1979 году. О тех, кто был принят в октябрята и успел вступить в пионеры во времена СССР, после чего вся страна с помощью партийной элиты, предавшей свой народ и променявший идеалы коммунизма на потребительство, навернулась. Фильм о тогдашних идеалах и теперешней жизни в наших современных реалиях. Действие происходит в двух временных отрезках: детство в городе Горьком в эпоху СССР и взрослая жизнь в современной Москве.

Вот что говорит о фильме его режиссер Кудряшова: «С помощью советского материала я рассказываю историю о времени присутствия смыслов и времени их тотального отсутствия. В принципе эту историю можно было бы рассказать на каком-то другом материале, просто советский материал я знаю. Это наш маленький фундамент, на котором все стоит, поскольку другого фундамента, вроде религии, у нашего поколения не было. Идеи героизма, самопожертвования, самоотречения (причем не только на примере пионеров-героев, также нас воспитывали на подвигах Джордано Бруно, Жанны д’Арк), идеи надличного существования и общей будущности — детское сознание все это впитывает. Говорят, ребенок формируется в цельную личность еще до семи лет, и нас во многом сформировали советские догмы. Нас вырастили нестяжателями, поэтому нам сложно взаимодействовать с идеей капиталистического стяжания дивидендов…

Корреспондент АРТ1.РУ : Хотя некоторые герои пытаются.

Да все пытаются, просто нам это сложно. Ведь долго мы существовали в мифе, где возможно что-то другое. И не только в советском мифе — все эти русские основные постулаты, «на миру и смерть красна», необходимость русского человека испытывать солидарность, быть подключенным к смыслам, которые больше, чем он сам — это неискоренимо из культурного кода».

На дебют молодого режиссера сразу же набрасываются либеральные толкователи, мол, фильм ностальгирует по советскому. Вот ведь, опошлят любую хорошую идею:

«Фильм «Пионеры-герои» интересен в первую очередь тем, что является демонстрацией социально-психологической травмы поколения. Идеологическая установка, привычная до полного растворения, до сих пор заставляет людей жить в тоске по военному времени, легко отказываясь от своих настоящих потребностей, находиться в постоянной мобилизации и страдать, когда никто не ставит их перед необходимостью жертвовать».

Однако сама режиссер говорит совсем иное: «Дело не в «советскости» истории. Может, это общечеловеческая история — о детстве, максимализме, периоде «больших мечт» и истощении внутреннего ресурса в процессе взросления. В каждом живет семилетний ребенок, который прекрасно знает, что надо и не надо, маленький цензор — я в этом абсолютно убеждена. Но, к сожалению, мы часто работаем не ту работу, которую хотим и прочее. О чем постоянно говорит главная героиня — что она забыла, что нужно делать. Всеобщее забытие — связано ли оно с возрастом или со временем, в котором мы живем. Я думаю, что и с тем и с другим. Человек должен чувствовать себя настоящим, делающим настоящее дело, а не говном, которое идет на компромиссы из-за денег, карьеры, из-за того, что «нужно».

Корреспондент АРТ1.РУ: Думаете, для всего мира характерна сейчас тоска по, так сказать, великому нарративу?

«Конечно, это общемировая тенденция. Присутствует некое истощение смыслов. Говоря, например, о кино, все меньше становится фильмов, которые потрясали бы в плане сценариев, идей. Будто человек заходит в какой-то метафизический тупик. Это состояние, характерное для всего современного мира, и его очень сложно прорвать, ведь оно удобное, сытое, комфортное».

То есть режиссер не говорит лозунгами, не призывает вернуть СССР в том виде, в котором он был, НО:

Корреспондент АРТ1.РУ: А вот этот новый российский тренд, о возвращении к «традиционным ценностям», может ли он заменить основания советской культуры?

«Если мы говорим о российском неопатриотизме — думаю, нет. В нем есть очевидные нестыковки. Конечно, в советское время тоже все было шито белыми нитками, но видимо, этим занимались более талантливые люди. Хотя бы те же книги о пионерах-героях. Вот книга, которая начинается словами: «Это были такие же мальчики и девочки, как и ты, только у них было огромное сердце», — ведь это очень красивый поэтический образ. А сейчас мы ставим миллионы новых памятников, снимаем кучу фильмов, только в самой основе что-то не так. Люди не подключаются, не верят. Мне кажется, то, что было тогда, воссоздать невозможно, но там что-то было».

Режиссер размышляет на тему советского прошлого, пытается объективно посмотреть на ту эпоху, не стремится глупо идеализировать ее. Она жила тогда и чувствовала себя подключенной к этому «чему-то», и поэтому считает необходимым еще раз взглянуть назад и переосмыслить происходившее. Но либеральная пресса начинает выть изо всей силы уже потому, что тему «советское» кто-то призывает обдумать, еще раз оглянуться и проанализировать, а не тупо орать, что все было ОЧЕНЬ плохо и все были рабами. Даже задумываться нельзя! Это очень показательно в очередной раз.

Фильм заканчивается трагически и вот как это объясняет режиссер:

Корреспондент АРТ1.РУ: В конце есть сильный переход от камерной истории к остросоциальным темам. Этот взрыв в центре Москвы…

«Это способ сказать, что необходим прорыв пространства. Помимо того, что это документальный фрагмент истории, это метафизический взрыв — как у Чехова, когда в «Трех сестрах» в третьем акте начинается пожар. Взрыв невыносимой среды, возникшей вокруг… Взрыв всего.»

Вот чего боятся либералы на самом деле! Прорыва пространства, которое они уже как 25 лет оккупировали и питают мифами. Медийное пространство, в первую очередь.

Продолжение следует...