О медицинском сопровождении в школах. Оно есть, его нет, оно будет?

Детский врач (с) freepik.com

В последние 10 лет планомерно уничтожают систему медицинского сопровождения образовательного процесса. Сначала закрыли стоматологические кабинеты в школах, далее убрали регулярный осмотр детей педиатром, расформировали все медицинские блоки, помогающие работать с детьми с ОВЗ и инвалидами (физиотерапевт, окулист, медсестра ЛФК, диетическая медсестра и другие), в конце процесса вывели из штата образовательных учреждений медсестру

Полностью разделили системы здравоохранения и образования, уничтожив все наработки по ограничению пребывания ребенка в поликлинике и оказанию необходимых не лечебных процедур в образовательном учреждении (массаж, ЛФК, физиотерапия и др.).

Практически свели к фикции меры по предупреждению распространения инфекции в детском коллективе и качественное оказание первой медицинской помощи. Это произошло потому, что ранее медсестра, находящаяся в штате учреждения каждый день с начала работы школы/сада и до конца дня находилась на своем рабочем месте в каждом отдельном здании и оперативно реагировала на произошедшую травму или выявленное заболевание (повышение температуры, сыпь и т.д.), осуществляла "входной контроль", осматривая детей перед началом занятий в детском саду или оперативно реагировала на вызов учителя в школе.

В случае травмы ребенку профессионально оказывалась первая медицинская помощь и в случае необходимости вызывалась бригада скорой помощи.

Читайте также: Школьных врачей Крыма перевели в систему министерства образования

В случае выявления признаков заболевания ребенок сразу попадал к медицинскому работнику, который, зная особенности всех детей в вверенном ему коллективе, грамотно реагировал на состояние ребенка. При обострении хронических заболеваний ребенку необходима одна помощь. В случае выявления признаков инфекции ребенку оказывается другая первая помощь и он помещается в изолятор. При этом пребывание в изоляторе до прибытия родителей происходит под наблюдением медика.

В результате проведенных реформ медсестра, которая теперь является работником поликлиники, по сложному графику распределения рабочего времени между несколькими корпусами одной образовательной организации находится в здании школы/детского сада несколько часов в день, а иногда и всего несколько дней в неделю.

В оставшееся время кабинет закрыт и в изолятор поместить ребенка нет возможности, так как некому с ним там находиться. Более того, даже выделенная для этих целей уборщица вряд ли сможет оценить состояние ребенка и среагировать на ухудшение его здоровья. Тем более, что она и другие сотрудники просто не имеют на это право.

Единственное, что они могут сделать - это вызвать бригаду скорой помощи, что им и советует руководство. До прибытия бригады скорой помощи ребенок чаще всего находится там же, где и был - в классе, группе детского сада. И речь ни о каком экстренном реагировании на распространение инфекции не идет. Да и резкое ухудшение состояния здоровья ребенка педагог, у которого все так же остается до 30 - 35 учеников (воспитанников), с которыми нужно продолжать вести образовательный процесс, может легко. Тем более, что он не медик.

Ранее строго требовали справку о состоянии здоровья при выходе ребенка после отсутствии в детском коллективе. Сначала она нужна была при отсутствии более трех дней, потом ввели норму - более пяти дней, потом дополнили ее фразой "без учета выходных и праздничных дней". Как результат - без справки от врача, подтверждающей, что ребенок здоров вернуться в детский коллектив ребенок может спустя 9 дней (пять будних и две пары выходных). И это без учета праздничных дней. Что это означает на практике? В пятницу вечером семья улетела в любую страну, отдохнули там, вернулись в воскресенье следующей недели и ребенок пошел учиться. Без справки "о контактах", без осмотра врача.

Далее всего продвинулись в этом вопросе власти Москвы перед началом 2019/2020 года. Они разрешили не приносить в детский сад справку после летнего отпуска, ссылаясь на то, что всегда знают по сведениям Роспотребнадзора, где был ребенок и сообщат тем, кто был в очаге эпидемии о необходимости принести справку.

Это заявление вообще находится на грани абсурда. И означает только одно - московское правительство подписалось под тем, что проведенная оптимизация в сфере обслуживания населения в поликлинике привела к тому, что возможности осмотреть детей перед началом учебного года нет. Не хватает персонала, не хватает времени по введенным регламентам, не хочется оплачивать сверхнормативную нагрузку.

Теперь заявляют, что школы могут оснастить системой выявления детей с повышенной температурой на входе. 

А что делать потом с этими детьми? Кто будет подтверждать то, что система не ошиблась, кто будет распределять потоки, определять степень серьезности заболевания и т.д.?

Что делать с тем, что организацию питания и организацию уборки отдали на аутсорсинг и начальники приходящих в образовательное учреждение сотрудников находятся далеко и не горят желанием набирать качественный персонал с реальными медицинскими книжками, знающий и соблюдающий санитарные правила. А также контролировать его или оперативно реагировать на выставленные директорами образовательных учреждений претензии.

В Москве регулярно выявляют болеющих туберкулезом сотрудников пищеблока. Про обычную "простуду", кожные заболевания даже никто не знает. А это - люди, которые контактируют с пищей, посудой, поверхностями столовой.

И подтверждением полного развала системы медицинского сопровождения образовательного процесса стало именно то, что работа школ была приостановлена в первую очередь в условиях пандемии коронавируса. Власти знают, что создали все условия для того, чтобы школы и детские сады стали рассадниками инфекции с неконтролируемыми процессами передачи и распространения.

Анна Кульчицкая 

РВС