По статье К.Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении», 1860 года.
Приведу большую цитату из статьи, а затем порассуждаю на эту тему.
Вот два молодые существа, которым судьба дала все, кроме необходимости трудиться и возможности сыскать труд жизни. Оба они хороши собой, богаты, молоды, добры и умны: оба страстно любят друг друга и страстно желают принадлежать друг другу. Наконец, желание их исполняется. Они плавают в блаженстве, но долго ли продолжается это плавание? Увы, очень недолго! Скоро притупляется чувство удовлетворенной страсти, и в промежутки наслаждений незаметно начинает закрадываться скука.
Жена создана богом помощницей мужу, но в чем же она будет помогать ему, если он и сам ничего не делает? Таким образом, главное назначение жены не может быть выполнено, а вместе с тем мало-помалу исчезает и самое значение брака. Чувство любви притупляется: как ни тормошат его супруги, оно продолжает откликаться все слабее и слабее и, наконец, совсем умолкает, а сердце не перестает требовать счастья, наслаждений каждую минуту и во всю долгую жизнь человека. Тогда оба супруга начинают посматривать по сторонам, искать наслаждений вне домашней жизни, и вихрь света быстро уносит их в разные стороны. Появляются дети, но за детьми есть кому присмотреть и без матери: есть для этого бонны, гувернантки и гувернеры. А отцу что делать с детьми? Поласкать, когда придут, прогнать, когда надоедят — вот и все. Сердце же между тем все не перестает требовать жизни и счастья, каждую-минуту, долгие дни, месяцы и годы! Оба супруга, не находя счастья друг в друге, ищут его по сторонам: она —на балах, в нарядах, в романах, поджигающих искание счастья, в кокетстве, в отыскании нового чувства, новой любви; он — в клубах, в пирушках, в картах, рысаках, в танцовщицах; еще один шаг, и святость брака разрушена, тот розовый венок, которого они так добивались, разорван, брошен, затоптан в грязь и позабыт навсегда. Такова судьба всех браков по страсти у людей, которым нечего делать. Взгляните через пять, шесть лет на таких супругов, и вы даже не подумаете, что сильное чувство любви когда-то соединяло их: ни признака какого-нибудь чувства! В простой крестьянской семье, где муж выбирал в жене только работницу, а она искала в нем кормильца и хозяина, вы найдете часто гораздо более и чувства, и истинной супружеской привязанности. Они трудятся вместе: ровно, дружно, как две дышловые лошади, подымают они тяжелую борозду их жизненного пути, и все ссоры и расчеты быстро исчезают перед ежедневно возникающею необходимостью обоюдного труда. Их соединяет труд, и он-то свято поддерживает слабую искру взаимного сочувствия и проводит ее безопасно через все ссоры и даже пороки и преступления, которые могут быть сделаны супругами друг против друга, — проводит от алтаря до гробовой доски: так полно глубокого смысла то выражение библии, где господь назначает жену помощницей мужу, так оправдывается оно ежедневно перед нашими глазами, и мы, если не хотим быть слепыми, то убедимся, что без труда, дельного, серьезного труда, семейное счастье есть не что иное, как романическая химера. Читая в каком-нибудь романе, как два, ничего не делающие, существа сгорают взаимной страстью и как потом эта страсть увенчивается браком, так и хочется спросить, что же было после? <…>
Но этого мало: если муж трудится, чтобы добыть средства к жизни, а жена только пользуется плодами его трудов, не разделяя самого труда, то и тогда семейное счастье невозможно. Женщина, как кумир, вечно отдыхающая от лени на ложе из роз, самое нелепое создание развращенного воображения французских романистов. Такое понятие о женщине, весьма распространенное в модном свете, оскорбительно и для женщины, и для мужчины.
Во-первых, необходимо сказать, что Ушинский был верующим человеком, это видно невооружённым взглядом из самой цитаты, и соответственно рассуждает он, опираясь на религиозную (православную) модель семьи, семьи в которой есть муж – глава семьи, есть жена – главное дело которой быть помощницей мужу во всех его делах, и есть дети – дело которых уважать родителей и выполнять их волю.
Но разве не такой же была классическая семья буржуазного общества, общества Модерна, общества в котором религия перестала быть единственным и главным регулятором? Ведь она строилась так же, по такой же модели. Глава семьи, направлявший жизнь семьи, он же главный источник средств существования, он же транслятор идей в семье. Во многом светское, классическое буржуазное общество опиралось на крепкую семью, с крепкой моралью, с передачей Дела отца к сыну и т. д.
Это затем институт семьи начал рушиться, а за обрушением семьи заметно изменился и сам капитализм, но сейчас нет возможности говорить на эту тему.
Вернёмся к семье.
Коммунистический, советский проект, так же как и буржуазный, основывался на христианской морали, на христианских законах, регулирующих отношения между людьми, на культуре, имеющей в своей основе православную, христианскую модель поведения людей, на гуманизме. Советская семья до Перестройки, во время которой на головы населения были обрушены тонны разрушительной информации, была высокоморальна, крепка и во многом традиционна. Мужчина был защитником, был добытчиком, был носителем и транслятором смыслов и целей. Жена во многом была спутницей и помощницей своего супруга. То есть в норме в советской семье соблюдалась модель пирамиды – глава семьи транслирует смыслы на жену, жена передаёт их детям, дети руководствуются волей родителей.
Разрушение такой «пирамиды» или отказ от неё приводит к резкой смене всего. Как только возникает ситуация, когда мужчина перестаёт руководствоваться в своей жизни какой-либо целью, когда он теряет цель или не имеет её изначально, всё переворачивается с ног на голову. Главной целью семьи становятся дети, их существование, их воспитание – они оказываются на верху пирамиды. Женщина, жена становится транслятором «идеи» взращивания детей, их потребностей и т. д., а мужчина становится исполнителем воли жены, выполнителем её требований. Примеры, думаю, приводить не нужно, они у всех рядом. Просто нужно оглянуться и задуматься над своей жизнью и жизнью окружающих. Сам так жил долгое время и могу сказать честно, до сих пор отношения в моей семье не пришли в норму, не стали правильными, есть ещё сложности :).
Не касаюсь тех людей, которые сознательно отказываются от создания семьи, от рождения детей, это уж точно тема для отдельного разговора.
Во-вторых, нужно сказать о том, что Ушинский опирается в своих выводах на то, что человек рождается и живёт с внутренней потребностью трудиться. Что в человеке заложена эта необходимость, необходимость в труде. И если эта потребность не реализуется в полной мере, человек начинает утилизировать жажду труда в поиске наслаждений. В попытке наслаждениями затушить зуд – зуд, требующий трудовой деятельности.
Здесь опять же нужно оговорить, что понятие труда у Ушинского не связано обязательно с тяжёлым физическим трудом. Труд имеется в виду как целенаправленная творческая деятельность, приносящая пользу обществу. Это может быть и физический труд, но может быть и духовный труд, и труд интеллектуальный. А в идеале – сочетание всех этих видов деятельности, в особенности это касается детей.
В-третьих, должен сказать, что пример Ушинского с крестьянской семьёй, на мой взгляд, не нужно воспринимать буквально. Не думаю, что Константин Дмитриевич использовал это пример как идеал. Эта модель существования семьи приведена как противоположность модели семьи бездельников, ищущих наслаждений. Как яркий пример, в котором показана роль труда как цементирующего раствора в жизни семьи.
Но мы не можем говорить, что крестьяне 19 века, трудившиеся чтобы выжить, чтобы просто не умереть с голоду, создающие семьи, исходя из потребности простого выживания, и выбирающие себе супругов, исходя из этой потребности, могут послужить основой для построения идеальной модели семейных отношений, семейного устройства. Тем примером совместного труда, на основе которого мы сможем создать правильную семью сегодня. Ведь тогда мы должны сказать, что все люди должны быть поставлены в условия вечной борьбы за жизнь, в условия вечного существования на грани голода, на грани голодной смерти.
Буду исходить из того, что всё-таки люди, создающие семью, будут создавать её на основе любви и будут жить не в ситуации перманентного голода.
Ну что же, сказав все эти «во-первых», «во-вторых» и т. д. перейду к изложению того, какими мне видятся возможные модели построения современной семьи и их связь с трудом.
Первая. Высокой цели у мужа нет. Высокой цели у жены тоже нет. Есть жена, дети и он (муж) трудится на благо семьи, на её благосостояние. Выстраивается классическая схема перевёрнутого треугольника, где дети главные, жена проводник их потребностей, а муж становится исполнителем воли жены.
Такая модель нынче сильно распространена, но имеет «некоторые» недостатки. Зачастую можно слышать даже от женщин, живущих в семье, построенной по такой модели, что их не устраивает роль главы семьи, что «мужики нынче пошли не те» и им по необходимости приходится брать на себя роль главы семьи и рулить семейным кораблём в бушующем океане современной жизни.
Недостатком такой модели является и то, что мужчины, ставшие подкаблучниками, не могут быть полноценными мужчинами во всех смыслах этого слова. Перестают быть защитниками, не могут стать полноценными гражданами, берущими на себя ответственность за общество и страну. Не могут стать вожаками народа, то есть политиками. Не могут руководить другими. Возникают проблемы в сексуальной жизни. Немужественность и т. п. приводят к тому, что мужчина, переставший быть мужчиной или никогда им не бывший, начинает достаточно быстро разрушаться как личность. Начинает пить, начинает вести маргинальный образ жизни. Часть очень рано уходит из жизни. В самом «правильном» случае существования по этом модели мужчина находит себе любимое хобби и, в нём укрываясь, как-то ущербно начинает себя реализовывать. Играет в любимые «игрушки», когда жена позволяет. Это могут быть и компьютерные игры, и рыбалка, зачастую это уход за своим автомобилем и т. д. А если жена не позволяет, то мужчина быстро спивается /«скалывается» /«скуривается» и умирает. Или просто рано уходит из жизни от тоски.
Назвать такое существование полноценной жизнью я никак не могу, но с сожалением могу констатировать массовость такой модели в постсоветской России, да и в позднесоветской тоже. Советская мещанская семья, особенно сильно распространённая на юге России, на Украине и в Белоруссии, массово приходит в ярких образах и воспоминаниях. Жена как глава семьи была уже тогда обыденным явлением.
Иногда в этой модели жена — это домохозяйка, ведущая дом, иногда она где-то работает – в этой модели это не имеет большого значения. Она в любом случае трудится, в семье ли, на работе ли – неважно. К тому же зачастую та должность, которую занимала жена, не требовала от неё больших усилий для выполнения.
Вторая модель. Высокой цели у мужа нет. Высокая цель у жены есть. В таком случае мы увидим семью, где глава семьи – женщина, идущая к своей цели, и у неё есть мужчина, который, по всей видимости, как-то помогает ей идти к этой цели. Или не помогает. А занимается поиском наслаждений. Вариант наоборот, который в конце приведённой цитаты даёт Ушинский: когда один из супругов в неге ждёт другого дома, мужчина –кумир. И такие примеры есть, но здесь тоже должен сказать, это совсем не тот идеал построения семьи, который мне хотелось бы иметь.
Третья модель. Высокая цель у мужа есть. У жены такой цели нет. Он бесконечно трудится для достижения этой цели. Всё его время занимает достижение этой цели, он вечно пропадает в этой деятельности. Он счастлив в своём творческом поиске. Он – инженер, учёный, художник, изобретатель, организатор – человек, не связанный с монотонным трудом, человек, занимающийся творчеством с большой буквы, в любой из возможных областей деятельности человека. Она – либо в неге ждёт его дома, либо помогает в его деятельности.
Если просто ждёт дома, то у них нет ничего общего, кроме страсти, которая, как мы знаем, очень быстро проходит и остаётся только долг перед детьми, если они есть. Некие моральные обязательства, на которых далеко не уедешь. Особенно в современном мире. И в этом случае мы видим желание женщины продлить свою молодость, отсюда и вечные пластические операции, и мания ко всевозможным оздоровительным процедурам. Женщина старается продлить страсть всеми возможными способами. Но страсть, по своей сути, быстропреходяща, и на практике это не работает.
Если же женщина помогает мужчине в достижении цели, становится «боевой» подругой, неким помощником, обслуживающим мужа, обеспечивающим максимальный «режим благоприятствования» в деятельности, то такая модель имеет шансы на поддержание существования полноценной семьи. Как пример, это жена – секретарь при муже. Они вместе, общее дело скрепляет их союз. Но тут тоже есть проблема. Эта проблема – неполная реализованность самой женщины как личности. Она не находит свой жизненный путь, она не реализует своё предназначение. Не делает того, для чего она родилась. Она простой помощник при любимом человеке. Обслуживает достижение им своего предназначения, своей мечты. Обеспечивает самореализацию, но не свою, а супруга.
Четвёртая модель. Высокая цель есть и у мужа, и у жены. Понятно, что если эти цели разные, то опять же их будет связывать только мимолётная страсть и, возможно, дети. Но в этом случае детей можно в расчёт не брать. Увлечённые люди, причём увлечённые разным деланьем, либо не станут заводить детей, либо найдут способ как-то решить эту проблему. Следовательно, очень быстро страсть уляжется и супруги разбегутся по своим дорогам. Ну и где же тут семья?
Идеальным вариантом, на мой взгляд, станет такой, когда у супругов будет общая высокая цель. Когда они идут вместе к достижению одной цели, когда в их жизни соединяется и любовь, и совместный труд, совместное достижение цели, совместное деланье. Это ли не идеал семьи?
Кульчицкий Александр, РВС.