О стратегии развития воспитания 2015-2025 – общие положения

В прошлой статье я изложил позицию, которую использую для оценки Стратегии развития воспитания 2015-2025. Теперь перехожу к вопросам по первой части Стратегии:

I. Общие положения

1. Стратегия начинается с утверждения: "Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века"

Формулировка неудачная. «Требования XXI века» – это весьма расплывчатое понятие, которое без пояснения никого ни к чему не обязывает. «Требования XXI века» кто будет озвучивать? Мировое сообщество? Международные детские организации? Полагаю, правильнее говорить не о требованиях века, а о стратегических задачах и вызовах России.

Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают стратегическим задачам и вызовам, стоящим перед страной в XXI веке.

2. Продолжение той же фразы: "...формирование новых поколений... готовых к мирному созиданию и защите Родины"

Я не очень понимаю, что значит «мирное созидание», и как созидание может быть «не мирным». И вообще, уместно ли здесь слово созидание без уточнения что созидаем и кому это нужно? К примеру, при помощи самогонного аппарата  тоже можно заниматься созиданием.

Полагаю, правильнее сказать "формирование новых поколений... готовых заниматься общественно полезным трудом и защищать Родину"

3. Цитата: "В условиях цивилизационных вызовов Стратегия направлена на усиление единения российского общества, переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция."

Стратегия – это руководство к действию для субъектов воспитательного процесса. Что имеет ввиду автор, когда говорит, что стратегия направлена на переосмысление? Т.е. фактически сказано: у субъектов воспитательного процесса – родителей, учителей, государственных чиновников – тех, кому адресована стратегия – неправильные представления о патриотизме, ответственной  жизненной позиции, гражданской идентичности. Эти представления не учитывают цивилизационных вызовов, и, поэтому, требуют переосмысления. Кто этот человек, который решает за всех, что у всех остальных неправильное понимание патриотизма, идентичности и т.д.? Чем он это может обосновать?

А может быть мы сначала устроим открытую общественную дискуссию на тему цивилизационных вызовов, и уж тогда решим, чьи  представления нуждаются в переосмыслении? Я считаю недопустимо навязывать государству и обществу некий концепт, который не озвучен и не обсужден. Соответственно либо мы устраиваем общественную дискуссию и приходим к некоему решению, либо этот пункт надо сократить до "Стратегия направлена на усиление единения российского общества."

4. Цитата: "Стратегия призвана консолидировать усилия государства и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения."

Решение задачи формирование идентичности упоминается в Стратегии несколько раз, но из контекста неясно, какие именно действия должны способствовать формированию идентичности. Социальная идентичность — это переживание сознания своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям.

Через что приходит осознание ребенком себя, как россиянина? Конечно, через историю. Приобщение к истории – это канал формирования и развития российской идентичности. Попытки очернять советскую историю, которые начались в конце 80-х начале 90-х годов, , нанесли серьезную травму российской идентичности. Эта травма не может быть излечена до тех пор, пока продолжаются попытки навязать обществу взгляд на советский период исключительно в черных тонах: когда выпячивается негатив, затушевываются достижения, замалчивается героизм советских граждан.

Если человек проклинает историю своей страны, он не способен переживать общность с народом. Соответственно, я считаю необходимым дополнить пункт про идентичность следующим пунктом:
"Стратегия призвана консолидировать усилия государства и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения. Формирование российской идентичности происходит через приобщение к истории своей семьи, своей большой и малой родины. Стратегия направлена на формирование у молодежи здорового  и взвешенного отношения к истории. Стратегия направлена на противодействие  огульному порицанию какого-либо исторического периода, поскольку такого рода действия вносят раскол в общество и наносят  вред российской идентичности."


5. Цитата:
Положения Стратегии... предусматривают... признание и поддержку определяющей роли семьи в воспитании детей.

Определяющая роль в воспитании, несомненно, принадлежит семье. По закону до наступления совершеннолетия за ребенка отвечает родитель или опекун.

Однако, от родителя тоже не все зависит. Изрядную часть жизни ребенок проводит не с родителем, а с учителем в школе. Государству необходимо помогать родителю, создавая в обществе благоприятные условия для воспитания юных россиян. Серьезной ошибкой предыдущих лет был отказ государства от разработанной в советское время системы школьного воспитания. Почему в стратегии нигде не упомянут учитель, как субъект воспитательного процесса? Я считаю необходимым дополнить данный пункт:

Положения Стратегии... предусматривают... признание и поддержку определяющей роли семьи в воспитании детей. Государство осуществляет поддержку семьи через систему школьного воспитания. Стратегия призывает родителя и учителя консолидировать усилия для формирования гармоничной личности ребенка. Продолжение следует.

Сергей Трубников, РВС.